Словесные интервенции представителей экономических властей о скором превращении оттока частного капитала в его приток не имеют практической силы. Отток продолжает набирать обороты уже полтора года, достигнув масштабов кризисного времени: с начала 2012 года из РФ утекает около $10 млрд в месяц. Аналитики убеждены, что даже в случае продолжения текущей тенденции власти не станут возвращаться к контролю над капитальными операциями. Единственной действенной на сегодняшний день возможностью обуздать отток становится борьба с его нерыночной составляющей — офшорами и экспортом коррупционных доходов.
В своем вчерашнем выступлении на заседании бюджетного комитета Госдумы заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач оценил апрельский показатель чистого оттока частного капитала из РФ в $8 млрд. Заверения господина Клепача и первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева в том, что отток
Аналитики оценивают объем апрельского оттока заметно выше. В центре развития ВШЭ, учитывая зарегистрированное ФТС падение импорта (см. «Ъ» от 14 мая), снижение цен на нефть на 4% за месяц и приток в бюджет $7 млрд от размещенных Минфином еврооблигаций при отсутствии пиковых выплат по внешнему долгу, говорят о $13 млрд. "$10 млрд или $13 млрд оттока — общей картины это не меняет,— отмечает Дмитрий Полевой из ING Russia.— С начала 2012 года из РФ стабильно уходит порядка $10 млрд в месяц». На самом деле устойчивая тенденция к увеличению оттока капитала продолжается уже более полутора лет. «Практически все высокопоставленные чиновники ожидают разворота финансовых потоков после утверждения нового премьер-министра. Похоже, они рассчитывают на чудо: резкий разворот финансовых потоков в Россию обычно происходил после кризиса или экономического бума, как это было в 2006-м — начале 2007 года. Ни того ни другого российская статистика пока не показывает»,— отмечает Сергей Пухов из центра развития ВШЭ (см. график).
Среди аналитиков также теплится надежда на то, что с формированием нового правительства риски в отношении будущей экономической политики исчезнут, а отток как минимум замедлится. Впрочем, по словам президента Ассоциации региональных банков РФ Анатолия Аксакова, у оттока капитала «более глубинные макроэкономические причины — некому давать кредиты, нет хороших заемщиков, поэтому деньги уходят за пределы нашей страны и, к сожалению, эта тенденция пока сохраняется».
В условиях сохранения внешнеторгового и бюджетного профицита и ухудшения восприятия риска инвесторами вывод капитала будет продолжаться — предела для него, как отмечает Олег Солнцев из ЦМАКПа, нет. Вероятно, что даже девальвация рубля (спустя месяц Минэкономики готовится еще раз понизить среднегодовой прогноз цен на нефть в 2012 году) «может охладить пыл игроков». Иными словами, если в последние полтора года причиной ускоренного вывода не нашедших себе применения в РФ экспортных доходов были высокие цены на нефть, то в случае девальвации рубля причиной оттока снова станет бегство спекулятивных инвесторов. «Спекулятивный потенциал рынка очень велик, и волатильность потоков капитала будет очень высокой»,— добавляет Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в РФ.
Эксперты убеждены, что в такой ситуации любые попытки правительства вернуться к ограничению капитальных операций с целью обуздать отток не будут соответствовать ни тактическим, ни стратегическим целям экономической политики. «Это все равно что отказаться от идеи превращения рубля в валюту международных расчетов и создания мирового финансового центра»,— говорит господин Солнцев. Структурные и институциональные реформы, призванные улучшить инвестиционный климат и производительность труда в РФ,— задача не на один год. В условиях, когда противодействие рыночной составляющей оттока в краткосрочной перспективе становится бессмысленным, у правительства не останется иного выбора, как всерьез заняться проблемой офшоров и экспорта коррупционных доходов, усилив роль рабочей группы по борьбе с сомнительными капитальными операциями (см. «Ъ» от 13 января). Продолжение оттока, как полагают в ЦМАКПе, заставит новое правительство как минимум заговорить о необходимости усиления банковского надзора и может послужить предлогом для новых кадровых решений.
Алексей ШАПОВАЛОВ