У банкира Германа Горбунцова, на жизнь которого в марте было совершено покушение, продолжаются проблемы. Сберкред Банк через суд требует признать ничтожными сделки по продаже Горбунцовым нескольких квартир, находящихся в деревне Лапино престижного Одинцовского района Московской области. Истец считает, что эту недвижимость нельзя было отчуждать, так как на нее был наложен арест — в качестве обеспечительной меры по невозвращенному ответчиком займу.
Согласно искам («Известиям» удалось ознакомиться с их содержанием), сумма долга Горбунцова перед банком, включая штрафные санкции, составляет $4,8 млн. Кредит был выдан Столичным Торговым Банком (СТБ летом прошлого года присоединен к «Сберкреду»), но заемщиком не обслуживался. Интересно то, что в тот период, когда был подписан кредитный договор, структуры Горбунцова входили в число акционеров СТБ. Возможно, именно поэтому полученный заем даже не был обеспечен.
В 2010 году кредитор обратился в Замоскворецкий районный суд столицы с иском к Горбунцову о взыскании задолженности. В результате было принято решение наложить арест на имущество ответчика. Постановлением пристава-исполнителя Пресненского отдела УФССП по Москве Олега Левицкого данная обеспечительная мера были применена в отношении подмосковной недвижимости Горбунцова.
— Мой клиент среди прочего занимался девелоперским бизнесом и построил жилой комплекс в деревне Лапино, расположенной в Одинцовском районе, — рассказал «Известиям» адвокат Горбунцова Вадим Веденин. — Несколько квартир он сперва оформил на себя, а потом добросовестно продал.
Согласно иску «Сберкреда», постановление о наложении ареста на имущество (несколько квартир) было предоставлено в управление Росреестра по Московской области, а также в соответствующий отдел в Одинцово, что подтверждается имеющимися в распоряжении банка расписками. Но в то же время из полученных впоследствии «Сберкредом» выписок из Единого госреестра прав на недвижимое имущество отчужденная недвижимость под арестом не находилась, и права собственности на нее перешли другим лицам.
Официальный представитель «Сберкреда» Юлия Григорьева затруднилась прокомментировать «Известиям», почему возникла такая ситуация и как заемщику удалось реализовать свои квартиры. За то, чтобы сделки их купли-продажи признали недействительными, банк, согласно исковому заявлению, будет бороться до последнего. Дело в том, что, как установлено в ходе исполнительного производства, иное имущество у заемщика отсутствует, поэтому шансов вернуть деньги другим способом у истца почти нет.
Но, по мнению независимых юристов, победа «Сберкреда» в споре под вопросом.
— Мне неизвестно, каким способом можно продать квартиру, на которую судом наложен арест, — говорит старший юрист корпоративной практики юридической компании «Вегас-Лекс» Юлия Еременко. — В регистрационной палате должны быть соответствующие данные. Но если такое произошло, нужно разбираться, почему, проверять добросовестность покупателя недвижимости, условия сделки купли-продажи, возможно, некорректно были сформулированы обеспечительные меры.
Гендиректор юридической фирмы «Адвокатъ» Владимир Сокур уверен, что только в том случае, если квартиры не находились под арестом, отделения Росреестра могли совершать действия по регистрации прав на них новых собственников.
— Притом что Росреестр не внес записи о наложении ареста на квартиры, признать ничтожность сделок их купли-продажи истцу будет очень сложно, — подчеркнул Сокур. — В данном случае стороны договора действовали добросовестно, так как информации об обременении недвижимости у них не было. А причин, по которым арест так и не был наложен, может быть масса, и выяснить их сможет только суд в ходе процесса.
Служба судебных приставов Пресненского района Москвы и Федеральная регистрационная служба выступают в процессе третьими лицами.
Как рассказал Веденин, приобретатели квартир, также являющиеся ответчиками по искам «Сберкреда», при совершении сделок купли-продажи брали выписки из Росреестра, в которых о каком бы то ни было обременении речи не шло.
— Эти выписки мы приложим к материалам дела, — пообещал адвокат Горбунцова.
По словам Веденина, его клиент утверждает, что все требования «Сберкреда» носят незаконный характер.
— Мой клиент не признает, что брал указанный кредит в СТБ. Договор был фальсифицирован путем подделки подписи Горбунцова, — заявил адвокат.
На вопрос «Известий» о дополнительных аргументах в свою пользу в «Сберкреде» отвечать не стали. Правда, подтвердили, что банк кредитовал Горбунцова.
Последние годы банкир проживает в Лондоне. Веденин отметил, что жизни Горбунцова давно угрожали, поэтому он боится приехать в Россию для проведения почерковедческой экспертизы подписи на кредитном договоре.
Помимо СТБ Горбунцов ранее являлся руководителем и совладельцем еще целого ряда кредитных организаций, в том числе Инкредбанка (лицензия аннулирована весной прошлого года в связи с присоединением к банку «Балтика»).
В ночь на 21 марта в британской столице на Горбунцова было совершено покушение — неизвестный открыл по нему огонь из автоматического оружия. В тяжелом состоянии финансист был доставлен в больницу. Расследованием покушения на Горбунцова, до сих пор находящегося на лечении, занимается отдел по борьбе с терроризмом при Скотленд-Ярде.
Юлия ПОЛЯКОВА