Банковская система юга России вступила в период интенсивного роста — как за счёт увеличения представительств крупных федеральных и международных банков, так и благодаря развитию местных сетей.
За два последних года объём рублёвых корпоративных кредитов на Юге увеличился на 56%, в то время как средняя динамика их роста по стране составляет 44%. Динамика привлечения срочных депозитов и кредитования физических лиц тоже опережает среднероссийскую примерно на 10%. Несмотря на то, что стоимость услуг местных банков заметно выше предложений госструктур, они научились находить свои ниши, — и многие даже почувствовали, что готовы расти. В рамках Юга уже наблюдается выход местных организаций за пределы домашних регионов — к примеру, в Ростов за последний год пришли краснодарские Кубань Банк и «Кубань Кредит», прямо сейчас выходит волгоградский РусЮгБанк, а ростовский Капитал Банк расширяет своё присутствие на Дону и движется по направлению к ЦФО.
В конце апреля «Эксперт ЮГ» провёл межрегиональную банковскую конференцию «Региональные стратегии банков на 2012 год», главной темой которой стало обсуждение конкурентных преимуществ местных кредитных организаций. Показательно, что на мероприятии практически не звучало сетований на высокую стоимость привлекаемых средств и агрессивную политику госбанков: каждый, кто хочет расти, делает это. Опыт уже развивающихся банков говорит о том, что стратегическим продуктом для себя можно сделать почти любой — хоть долгосрочное кредитование, хоть высокомаржинальные «мгновенные» розничные продукты.
Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков убеждён, что, несмотря на консолидационные процессы и ужесточение требований регулятора к капиталу банков, региональные кредитные организации могут и должны отстаивать свою территорию. «Они хорошо знают рынок, у них есть контакты с региональными и муниципальными организациями — это тоже конкурентное преимущество, — говорит
С учётом того, что, по прогнозам аналитиков, в среднесрочной перспективе розничный портфель банков в России может вырасти в три раза, — в частности, за счёт ипотечного портфеля, — амбициозным банкирам не стоит опасаться конкурентов с госучастием, они могут нацелиться на активное развитие. Но для того чтобы не прекращать его, южным банкам необходимо, во-первых, осмыслить свои конкурентные преимущества, а во-вторых, выстроить наработанные тактики в среднесрочную стратегию, которая позволит не уходить в бесперспективные направления.
Тактика присутствия
Наиболее очевидным способом развивать розничное направление является усиление присутствия в регионе и выход в соседние субъекты РФ. В то же время это и наиболее дорогой способ завоевания рынка: в региональных центрах ЮФО стоимость открытия одного офиса может достигать 4—5 млн рублей. Банки, для которых розница является стратегическим направлением деятельности, в 2011 году стали открывать для себя средние и малые города Юга. Так поступает, скажем, банк «Хоум Кредит», который планирует в текущем году удвоить количество офисов в ЮФО, нацеливаясь на города с числом жителей от 50 тысяч человек. Дмитрий Маслов, руководитель дирекции «Юг» банка «Хоум Кредит», говорит о том, что конкурентная среда на Юге благоприятствует экспансии, причём, по мнению банка, в регионе наблюдается дефицит предложения банковских услуг: «Наш единственный сегмент — розничные клиенты, мы полностью сосредоточены на предоставлении им качественных продуктов и услуг, как мы говорим, в шаговой доступности. Среди наших основных преимуществ — широкая сеть продаж и обслуживание клиентов: мы стараемся, чтобы наши продукты были просты, понятны и удобны, а общение с банком не отнимало массу времени».
По той же схеме развивается и другой крупный розничный игрок, ОТП Банк. Сейчас он присутствует в 3,3 тысячи населённых пунктов по стране, на Юге его офисы открыты в Ростове и Ростовской области, Краснодаре, Новороссийске и Сочи. Булад Субанов, заместитель председателя правления ОТП Банка, говорит, что при выходе в новый регион банк оценивает несколько параметров: уровень развития розничной торговли и промышленности, конкурентную среду. «Хотя последняя и не является ключевым параметром, — добавляет
Таким образом, в рамках региональной стратегии банк гибко подходит к выбору тактики действия в каждом конкретном месте. Это характерный приём крупных банков, стремящихся диверсифицировать свой портфель. Андрей Юровский, директор департамента региональной сети банка «Петрокоммерц», рассказывает, что при выборе точки для экспансии его компания оценивает экономический потенциал региона, динамику развития основных отраслей экономики, инвестиционный климат, конкурентную среду, доходы населения. «Благоприятным для развития считается регион с позитивной динамикой этих и других показателей на протяжении нескольких лет», — поясняет
Региональные банковские организации отличаются большей осторожностью и осмотрительностью при выборе пути и места развития. Показателен пример Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР), который недавно открыл представительство в Краснодаре и занимается полевым исследованием ростовского рынка банковских услуг. У банка амбициозные планы — в течение трёх лет планируется открыть 350 отделений разного формата — и отработанная тактика выхода на новые рынки. Для входа в регион УБРиР оказалось недостаточно только его экономических показателей. Президент ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» Антон Соловьёв рассказывает, что социально-демографический портрет, уровень проникновения банковской системы и показатели задолженности по кредитам физических лиц и МСБ региона являются только первичным критерием отбора. «Экспансию в любой регион мы начинаем с открытия в торговых центрах «лёгкого» офиса (НТП, небанковской точки продаж), — поясняет
Тактика сервиса
Усиление отдачи и расширение списка услуг, приходящихся на каждого клиента, — ещё одна стратегическая задача, которую приходится решать банкам для своего расширения, причём решение не зависит от динамики развития сети офисов. Генеральный директор аналитического агентства «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников, рассуждая о перспективах региональной розницы, отмечает, что объём клиентского портфеля банка мало зависит от запросов и характеристик населения: чтобы на одного клиента приходилось больше услуг, необходимо попросту озадачиться предложением этой услуги клиенту. «На основе данных об одном и том же заёмщике со средним доходом в 30 тысяч рублей в месяц можно создать портфель, который будет отличаться в 25 раз. Это означает, что у многих банков золото валяется под ногами, но они им не пользуются. Разумеется, при этом требуется снижать ставку кредитования и резко увеличивать сроки выдачи кредитов», — поясняет
С учётом того, что портфель крупных корпоративных клиентов уже не станет драйвером роста (более того: есть мнение, что этот портфель спустя какое-то время грозит стать проблемным), розничное направление и работа с МСБ являются для региональных банков главной надеждой на выживание и развитие. Выступая на банковской конференции в Ростове, председатель правления ООО КБ «Алтайэнергобанк» Андрей Спиваков отметил, что одна из возможностей усиления работы в этих направлениях — развитие партнёрских межбанковских программ. «Партнёрские предложения есть и в ипотеке, и в сегменте пластиковых карт, и по кредитованию МСБ, и по кредитам наличными. Причём банки-спонсоры этих программ предлагают самые разные пути сотрудничества, предусматривающие, в том числе, высокий комиссионный доход и отсутствие кредитного риска, — поделился опытом
Любопытно, что и крупные федеральные банки, вступая на конкурентное поле розницы, применяют тактику «одомашнивания», более полного изучения потребностей и возможностей своих клиентов, приближая предлагаемые продукты к запросам каждого конкретного пользователя банковских услуг и стараясь расширить линейку используемых продуктов в расчёте на одного клиента. Юрий Захаров, директор департамента управления региональной сетью Абсолют Банка, рассказал, что банк не планирует в 2012 году масштабно расширять сеть офисов: он будет прирастать за счёт увеличения эффективности существующих ресурсов. «Под этим мы понимаем увеличение количества продуктов банка, используемых одним клиентом, — поясняет
Но, достигнув определённого уровня развития, банк, даже региональный, неизбежно столкнётся с тем, что одних эмоций оказывается мало: клиентов становится столько, что для усиления эффективности и сокращения операционных издержек необходим более структурированный подход к развитию бизнеса. Заместитель председателя правления КБ «Кубань Кредит» Сергей Геращенко в своём выступлении на конференции рассказал, что краснодарский банк, открыв около полусотни дополнительных офисов и задавшись целью освоить Ростовскую область, озадачился составлением стратегии развития своих розничного и корпоративного направлений. «Мы поделили всех клиентов банка на три сегмента, — поделился опытом региональной стратегии банка
Несмотря на сложную конъюнктуру рынка, локальные банки, которые задаются целью не выжить, а вырасти, в большинстве случаев добиваются своего.
Банкиры Юга готовы расти
26 апреля в Ростове-на-Дону прошёл первый межрегиональный форум «Региональные стратегии банков на 2012 год», организатором которого выступил «Эксперт ЮГ» при поддержке Ассоциации региональных банков России. В конференции приняли участие около 80 человек — топ-менеджеры банков, работающих на юге России, эксперты, представители общественных организаций, профильных вузов, СМИ из Ростова-на-Дону, Краснодара, Волгограда, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Адыгеи. Официальным партнёром конференции стала компания САП СНГ, стратегическим партнёром — ООО КБ «Алтайэнергобанк», партнёрами — компании МТС, Mozart House.
Тема конкурентных преимуществ региональных банков, ставшая ключевой в обсуждении путей их развития, была поднята не случайно: на фоне бурного роста банковской системы Юга наблюдается явный недостаток отработанных сценариев развития. Причина в том, что ранее локальные банки специализировались на корпоративном секторе, имея в портфеле несколько якорных клиентов и постоянно обновляющийся, но не растущий пул представителей МСБ. Теперь наступает период, когда необходимо диверсифицировать портфель — если не задуматься о смене специализации. Генеральный директор аналитического агентства «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников в своём выступлении отметил, что схема работы, по которой местные банкиры привлекали вклады от населения и выдавали кредиты юридическим лицам, уходит в прошлое. Банкам, которые стремятся строить сеть, необходимо прилагать усилия для наращивания объёма активов, а наиболее эффективный инструмент для этого — ипотечное кредитование. «Говорят, что операционные издержки на выдачу одного ипотечного кредита достигают 40 тысяч рублей, в то время как выдача POS-кредита стоит всего две тысячи, — рассуждал
Вопрос затрат на обслуживание клиентов затронула директор по работе с финансовым сектором компании САП СНГ Марина Иванова. Она отметила, что в течение прошлого года рост уровня затрат на ИТ в сфере банковских услуг был более стремительным, чем в других областях. Это связано прежде всего со стремлением банкиров снижать операционные издержки, занимающие до 70% их расходов. «Автоматизация внутренних и внешних процессов является важным конкурентным преимуществом банка, попадающего под влияние ряда негативных факторов, среди которых сокращение предела доходности, новые условия конкуренции, выход на рынок финансовых услуг небанковских организаций», — пояснила
О необходимости развивать технологические платформы по управлению всеми процессами банковского бизнеса говорил и председатель правления ООО КБ «Алтайэнергобанк» Андрей Спиваков, считающий, что бизнес-процессы в региональных банках зачастую низкоэффективны, качество управления тоже не на высоте. «Подобные возможности необходимо учиться реализовывать, поскольку ключевой ресурс роста для банков сегодня заключается в рознице, — пояснил
Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков рассказал о законодательной инициативе, призванной оградить малые банки от неблагоприятной конъюнктуры. По его словам, сейчас готовится к рассмотрению законопроект о введении понятия «региональный» или «малый» банк, которое предусматривает послабления в требованиях к капиталу банка, но при этом ограничит его присутствие одним регионом, а ассортимент услуг — определённым набором продуктов, в который, к примеру, не войдут валютные операции.
В рамках конференции прошла церемония награждения крупнейших банков юга России по результатам деятельности за 2011 год: в разных номинациях дипломы лидеров получили банки «Центр-инвест», «Кубань Кредит», волгоградский РусЮгБанк, дагестанский банк «Экспресс», краснодарские «Первомайский» и Крайинвестбанк.
Людмила ШАПОВАЛОВА