Страны Персидского залива активизируют усилия по созданию регионального объединения по типу Евросоюза. Они планируют образовать единое экономическое пространство, проводить скоординированную внешнюю и оборонную политику. Результатом может стать создание мощного объединения, обладающего 45% мировых запасов нефти.
Импульс идее о тесной интеграции стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ, Катара, Кувейта и Омана — в конце прошлого года придал 86-летний саудовский монарх Абдалла ибн Абдель-Азиз ас-Сауд. «Я призываю перейти от кооперации и сотрудничества к союзу в рамках единого образования»,— обратился он тогда к участникам конференции ССАГПЗ, проходившей в Эр-Рияде. Там же в понедельник вечером лидеры шести государств провели первое обсуждение проекта создания регионального объединения. И хотя конкретных решений по итогам встречи принято не было, все продемонстрировали желание продолжить дискуссии об условиях интеграции.
Ожидается, что вначале союз составят Саудовская Аравия и Бахрейн, а затем к ним присоединятся еще четыре страны. По словам министра информации Бахрейна Самиры Раджаб, примером для стран региона может служить ЕС. Внутри нового объединения планируется отменить пограничный и таможенный контроль, ввести безвизовую зону и единое экономическое пространство. Кроме того, шесть государств намерены наладить тесную координацию оборонной и внешней политики.
«Власти стран Персидского залива давно вдохновляются примером ЕС. В последние годы они пытаются закрепиться на мировой арене, проводя финансовую экспансию»,— пояснил «Ъ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Филоник, добавив, что создание полноценного союза позволит членам ССАГПЗ практически на равных конкурировать с Юго-Восточной Азией и Европой.
Причины ускорения интеграции стран региона лежат и в политической плоскости. Конфронтация между государствами Залива и Ираном заметно обострилась после вспыхнувших в прошлом году в Бахрейне беспорядков. Тогда шииты, составляющие большинство населения, вышли на улицы с требованиями либерализации режима, установленного суннитской элитой. Выступления были подавлены с помощью войск ОАЭ и Саудовской Аравии, что вызвало гневную реакцию Тегерана, обвинившего саудитов в попытке оккупации острова. Новую инициативу ССАГПЗ в иранском парламенте назвали ошибкой, которая может привести весь регион к системному кризису.
Серьезные конфликты с Ираном периодически возникают почти у всех стран-членов ССАГПЗ. Так, в апреле очередной кризис разразился между Тегераном и ОАЭ. Произошло это после того, как иранский лидер Махмуд Ахмадинежад совершил поездку на спорный остров Абу-Муса. В ответ министры иностранных дел ССАГПЗ дружно осудили этот шаг, потребовав прекращения незаконной оккупации принадлежащих ОАЭ территорий.
Впрочем, эксперты считают, что переход от совместных заявлений к полноценной интеграции стран Залива может столкнуться с множеством препятствий. «Совет — единственное более или менее жизнеспособное формирование, созданное арабами после Второй мировой войны. Однако реализация конкретных инициатив в его рамках ранее неоднократно срывалась»,— напомнил «Ъ» Александр Филоник. Единую валюту, например, планировалось ввести к 2010 году, однако до сих пор этого не сделано. Созданию полноценного союза, по мнению эксперта, могут помешать амбиции шести государств, каждое из которых претендует на роль лидера, а также кризис главного интеграционного проекта современности — ЕС.
Павел ТАРАСЕНКО