В прошлом году розничное кредитование совершило резкий скачок, наиболее активно рос объем потребительских займов. В текущем году на давно поделенный рынок POS-кредитования, когда займы на покупку товаров выдаются непосредственно в торговых точках, выйдут Сбербанк и ВТБ24. Они в состоянии составить жесткую конкуренцию даже самым сильным игрокам, поэтому эксперты ждут снижения ставок и смягчения условий кредитования.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), кредитное доверие россиян растет — за последние десять месяцев соответствующий индекс поднялся с 29 до 38 пунктов. Это самое высокое значение за последние два года. Судя по результатам опроса, проведенного в марте, все больше граждан считают, что сейчас подходящее время для займов. Социологическую статистику полностью подтверждают данные банков. Благодаря реализации отложенного в 2008—2010 годах потребительского спроса портфель розничного кредитования в 2011 году вырос на 35,9%. Динамика остается восходящей и в текущем году. Темпы роста розничного кредитного портфеля банков за первые три месяца составили 6,5% против 2,7 за тот же период прошлого года.
Наиболее активно развивается направление потребительского кредитования, объем которого за прошлый год подрос на 24%. В некоторых банках портфель потребительских кредитов увеличился на порядок. Так, в Совкомбанке за прошлый год он вырос на 96,9%, в текущем году рост ожидается на уровне 87,7%, говорит аналитик финансового управления банка Алла Федорова. «Сегмент потребительского кредитования является наиболее высокомаржинальным — средняя доходность кредитного портфеля банков здесь может превышать 50%», — говорит замдиректора департамента развития бизнеса банка «Западный» Виктор Хребет.
На рынке POS-кредитования, который вызывает особый интерес экспертов, сегодня можно выделить две ключевые тенденции, рассказывает Александр Антоненко, директор департамента потребительского кредитования банка «Хоум Кредит». «Во-первых, благодаря акциям, которые проводят банки, POS-кредиты становятся для клиентов все более выгодными», — поясняет эксперт, добавляя, что все чаще предлагаются кредиты без первоначального взноса. «Вторая тенденция — это рост кредитования в таких сегментах, как одежда, мебель, строительные материалы и прочие до сих пор менее популярные товарные категории. В этих сегментах условия кредитования, как правило, более выгодные, чем в сегментах мобильных телефонов или бытовой техники, потому что ниже риски невозврата», — говорит Антоненко.
Эксперты прогнозируют, что именно рынок POS-кредитования, на долю которого уже сейчас приходится почти половина от общего портфеля кредитов населению, будет расти наиболее высокими темпами. Такие прогнозы объясняются предстоящим выходом на этот рынок Сбербанка и ВТБ24. «Крупнейшие банки стремятся увеличить свою долю на рынке розничного кредитования. Выход в новые сегменты — один из наиболее удачных вариантов», — объясняет начальник отдела анализа рынка акций «ТКБ Капитала» Мария Кальварская. А POS-кредитование — один из наиболее эффективных способов привлечения новых клиентов в массовом порядке.
Сбербанк заявлял о своих намерениях еще в 2009 году. В конце прошлого года стало известно, что он создаст для работы в POS-сетях совместное предприятие с розничным подразделением группы BNP Paribas Personal Cetelem. Сделка по формированию совместной структуры предположительно будет закрыта до конца лета. А месяц назад о подобных планах объявил банк ВТБ24. Как заявлял глава ВТБ24 Михаил Задорнов, за счет нового бизнеса планируется увеличить темпы прироста кредитного портфеля в 2012 году до 40%. В банке подтвердили, что намерены реализовать планы до конца года.
Приход госбанков на рынок POS-кредитования изменит правила игры, уверены эксперты. «Госбанки — реальные претенденты на долю в сегменте POS-кредитования. Но нужно понимать, что рынок уже поделен и фактически сформирован, поэтому следует ожидать усиления конкуренции. Это скорее всего усилит тенденцию к снижению ставок и либерализации условий кредитования», — отмечает заместитель председателя правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. «От выхода Сбербанка и ВТБ24 на рынок POS-кредитования больше всего выиграют потребители. В связи с обострением конкуренции банки будут стремиться предложить наилучшие условия кредитования и наиболее высокое качество обслуживания для того, чтобы завоевать своих клиентов», — согласен Александр Антоненко.
Среди банков, активно работающих на рынке POS-кредитования, Альфа-банк, «Русский стандарт», ХКФ-банк, ОТП-банк, Русфинанс-банк. Их совокупная доля составляет 79,7%, и новым, даже сильнейшим игрокам будет непросто отвоевать значительную часть рынка. Впрочем, «у госбанков есть доступ к дешевым ресурсам, поэтому скорее всего они сразу выйдут на рынок со сниженными ставками», полагает Виктор Хребет.
На сегодняшний день ставки по кредитам в торговых точках близки к уровню 30% годовых, нередко превышают его, а порой могут достигать и 70%. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», когда на рынке появятся новые крупные игроки, ставки снизятся на 4—5 п. п. Кроме того, стоит ожидать увеличения сроков и сумм кредитования.
Конкуренция заставит пойти на смягчение условий займов. Комиссию за выдачу POS-кредитов недавно уже отменили, и теперь банки стремятся к увеличению одобренных заявок на ссуды. «Если ранее кредит могли получить
Рита ДОЛЖЕНКОВА