Банк России решил усовершенствовать систему рефинансирования банков. Регулятор планирует кредитовать банки под залог векселей и облигаций эмитентов, не имеющих кредитных рейтингов. Аналитики считают, что эти меры могут сократить потребность банков в деньгах, однако сомневаются, что Банк России при этом справится с рисками оценки эмитентов.
Вчера на Международном банковском конгрессе в Сочи первый зампред Банка России Алексей Улюкаев заявил, что в период с октября по ноябрь рефинансирование банковской системы со стороны Банка России снова будет крайне востребованным. По его оценке, потребность банков в деньгах может превысить 300—400 млрд рублей в день. И, по словам господина Улюкаева, Банк России «гарантирует способность обеспечить необходимую ликвидность». В августе российские банки испытывали колоссальную потребность в деньгах, вызванную кризисом ликвидности на мировых фондовых рынках: объемы сделок прямого репо с ЦБ, осуществляемых банками ежедневно, превышали 200 млрд рублей. «Аукционы прямого репо, при которых ЦБ кредитует банки под залог бумаг из ломбардного списка, оказались эффективным механизмом поддержки банковского сектора,— полагает директор банковской группы Fitch Александр Данилов.— Поэтому нынешняя ситуация на рынке гораздо спокойнее, чем в период кризиса 2004 года».
Первые меры, направленные на либерализацию системы рефинансирования банков, ЦБ принял еще в конце августа, повысив поправочные коэффициенты принимаемых в залог бумаг из ломбардного списка. Таким образом, банки получили более высокие кредитные лимиты.
Как заявил вчера Алексей Улюкаев, следующий шаг — расширение пула бумаг, задействованных в механизме рефинансирования, посредством «векселей и кредитных требований нерейтингованных заемщиков». Правда, после того, как эти заемщики пройдут необходимую проверку. По мнению чиновника, это «облегчит жизнь банкам второго и третьего эшелонов». Кроме того, с октября ЦБ планирует снизить на две ступени требования по рейтингам для бумаг, принимаемых в залог. По оценкам ЦБ, эти меры позволят увеличить объем принимаемых в залог обязательств с 1,25 трлн рублей до 1,4 трлн рублей.
Учитывая данную оценку, в S&P позитивно отнеслись к возможности расширения списка. «Поскольку напряженная ситуация с ликвидностью на российском рынке, скорее всего, продлится до конца года, велика вероятность того, что в какой-то момент Банк России не сможет удовлетворить спрос банков на денежные средства,— сказал ведущий аналитик S&P Екатерина Трофимова.— Расширение пула бумаг решит эту проблему, и возможности кредитования ЦБ будут выше».
Банкиры одобряют меры, предложенные регулятором. Однако по их мнению, ЦБ, отбирая залоговые бумаги самостоятельно, может столкнуться с дополнительными рисками. «И в этом случае он не застрахован от ошибок»,— уверен аналитик инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. По его мнению, велики риски того, что «у ЦБ окажутся ненадежные бумаги, например векселя. И ему придется разбираться с некачественными заемщиками, что несопоставимо с задачами ЦБ».
Игорь ОРЛОВ