В кризисных условиях какая-нибудь полумертвая статья Конституции, особенности местного выборного законодательства, или же парламентской процедуры могут менять ключевые экономические процессы. «Закон о голубом небе» штата Калифорния (требование заранее объявлять о заседаниях органов власти) сделал недействительными решения, нацеленные на предотвращение банкротства округа Оранж в 1994. По мнению многих экспертов, он привел к банкротству, которое много лет оставалось крупнейшим муниципальным крахом в истории США.
Сейчас подобные обстоятельства могут решить дальнейшую судьбу еврозоны. Все дело в особенностях греческого законодательства, заточенного под двухпартийную систему и очень сильную роль парламента в управлении страной (как реакция на перегибы эпохи «черных полковников», свергнутых каких-то 37 лет назад). Известно, что во многих даже парламентских республиках, правительства меньшинства могут править годами без поддержки парламента либо в рамках временных полномочий. Но в Греции особенности системы могут привести к общеевропейскому банковскому кризису, расколу еврозоны и, как ни странно, усилению евро и федерализации тех, кто удержится в ней.
Попытки греческих политиков договориться о формировании правительства в понедельник не увенчалась успехом. Руководство второй по числу мест в парламенте леворадикальной партии SYRIZA решило рискнуть и пойти на новые выборы. Партия выступает против выполнения Афинами обязательств по жесткой бюджетной экономии, взятых Грецией в обмен на финансовую помощь от Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ). На выборах она ожидает не просто увеличить свою долю голосов (как это было бы в большинстве стран Европы), но занять первое место и получить бонус для лидера в 16.6% мест в парламенте.
Собственно, дальнейшее развитие событий зависит от того, как пройдет избирательная кампания, какие моральные и материальные стимулы будут предложены греческим политикам. А также от того, будут ли готовы еврочиновники и греческие несогласные к компромиссам, чтобы смягчить требования к Греции но не допустить ее неорганизованного выхода из Еврозоны. Разных факторов тут слишком много, чтобы четко спрогнозировать итог. Факт в том, что какие-то решения могут быть заявлены не раньше, чем через месяц, а тема возможного выхода страны из Еврозоны активно обсуждается уже сейчас. Сама Греция отрезана от финансовых рынков, выход страны из валютного союза будет недешевым и муторным, не только для ЕС, но и для самой Греции. При этом демонстративное недеяние создает дополнительные риски для всей банковской системы Европы.
На мой взгляд, самый большой риск — это расширение «бегства депозитов» на другие страны. Оно практически гарантированно происходит, когда есть реальный страх валютного кризиса. Депозиты утекали из аргентинских банков в 1998—2002 годах, несмотря на привязку песо к доллару, в греческих банках за время кризиса сократились на треть. Вкладчики исландских банков с содроганием вспоминают возможность потери всех средств, пока в дело не вмешались национальные системы страхования вкладов в Великобритании и Нидерландах. Вкладчиков поддержали, но теперь уже эти две страны бодаются с упертой Исландией.
Опасные тенденции проявляются в отчетах банков Испании и Италии, их кредитные рейтинги находятся под давлением — в том числе,
Пока основным оберегом от банковского кризиса оставалась национальные системы страхования вкладов. Ирландия в 2008 объявила о неограниченной гарантии по депозитам физических лиц. В Италии, Португалии и Испании, лимит составляет 100 000 евро. Рост недоверия к страхованию уже способствует оттоку крупных депозитов в более сильные страны ЕС и Швейцарию, да и более мелкие вкладчики могут поверить, что в итоге гарантию заплатят в новых лирах, эскудо или песетах.
Следующая линия обороны — ЕЦБ, который и так уже раздал более триллиона евро трехлетних льготных кредитов, скупал госдолг проблемных стран — уже почти исчерпала ресурсы. Банк скорее всего снизит процентную ставку, но это вряд ли поможет решению проблемы нехватки времени для реорганизации европейских финансов и полного запуска гарантийных фондов, предусмотренных различными евросоглашениями.
Усиление существующей системы страхования вкладов — это самый быстрый и относительно дешевый способ купить это время. Системы страхования хороши именно тем, что они есть, когда в них верят. Да, они усиливают склонность вкладчиков к рискам, и ведут к их накоплению, — но пока это не самый важный вопрос на повестке дня. Основной изъян европейского страхования вкладов (как и банковского надзора) в том, что оно существует на национальном уровне и подвержено всем национальным рискам.
Довольно эффективной мерой — и более быстрой, чем рекапитализация и расчистка балансов банков — была бы немедленная унификация системы страхования депозитов в рамках ЕЦБ. С едиными лимитами (в идеале существенно выше, чем стандартные 100 000, а временно, и ирландская бесконечность) и гарантией, что выплаты будут в единой валюте. Дополнительная гарантия — в дополнение к национальной, возможно, временно — может быть введена ЕЦБ и в одностороннем порядке В этом случае риски будут не сняты, но существенно снизятся. По радикализму эта мера менее обязывает, чем выпуск совместно гарантированных облигаций, а для предотвращения банковского кризиса может сделать больше, чем все заявления политиков и чиновников.
Антон ТАБАХ