18 мая истекает срок, к которому все заинтересованные организации, в числе которых банки, ассоциации, министерства и ведомства, должны представить в Минфин свои доработанные предложения по развитию в России системы безналичных платежей. Замминистра финансов Алексей Саватюгин рассказал «Известиям», какие из новаций он точно не поддержит.
— Алексей Львович, появилась информация о том, что Минфин хочет обязать работодателей выплачивать сотрудникам зарплаты в безналичной форме. Почему так строго?
— Я бы хотел сразу же пояснить: это вовсе не предложения Минфина. Действительно, такие идеи обсуждались на рабочей группе по вопросам развития безналичных платежей при финансовом министерстве. В нее входят многие организации, преимущество банковские, и эти предложения исходили именно от них. Минфин, наоборот, отравил эти предложения на доработку. Мы такие меры не поддерживаем.
— По каким причинам?
— Ну, во-первых, обязательные безналичные платежи противоречат нашим либеральным законам. Если деньги заработаны легально, то у гражданина должен быть выбор, как оплатить покупку. В конце концов, наличные деньги существуют тысячи лет, а безналичные — только несколько десятков. И нельзя с 2013 года перечеркнуть всю историю наличного денежного обращения. Во-вторых, транзакции по карточкам у нас сейчас дороже, чем инкассация наличных, а за любой перевод банки берут зверские комиссии. В-третьих, очень остро стоит проблема карточных мошенничеств, технических сбоев и незаконных списаний средств со счетов. И в-четвертых, к обязательному повсеместному введению безналичных расчетов пока еще не готово ни население, ни банки.
— Почему Вы считаете, что не готовы? Ведь именно банки выиграют от этого…
— Потому что я хожу в магазин, где у меня обязательно требуют паспорт, когда я хочу рассчитаться картой. Хотя ни в одном законе нет положения, которое бы обязывало гражданина брать с собой в булочную документы. А иногда требуют и паспорт, и ввести пин-код, и расписаться на чеке. И все с ссылкой на то, что заботятся о моей безопасности. На большинстве предприятий, где зарплату перечисляют на карточки, два раза в месяц выстраиваются очереди в банкоматы, чтобы снять наличными полученный аванс или зарплату. Люди не желают оставлять деньги на счете. Иными словами, пока граждане не доверяют банкам, а банки — гражданам, пока не решен вопрос с безопасностью банковских переводов и существуют громадные комиссии, говорить об обязательных карточных платежах нельзя. Мы можем говорить только об экономическом стимулировании безналичных платежей.
— Хорошо, а что Вы скажете о предложении в обязательном порядке оснастить торговые точки терминалами для приема карточек?
— Это тоже предложение лоббистов, но более здравое. Оно дает свободу выбора плательщику. Конечно, это безобразие, когда даже в Москве в некоторых магазинах и торговых центрах не принимают карточки. Но глупо заставлять все малые предприятия обязательно оснащать свои точки терминалами. Кроме того, есть случаи, когда одно юридическое лицо имеет несколько небольших торговых точек, например, сеть газетных киосков. Объединенный оборот у него может быть большой, но подвести к каждой точке POS-терминал затруднительно. То есть идея хорошая, мы готовы ее поддержать, но она требует дополнительной проработки.
— Еще одно предложение заключалось в ограничении оплаты наличными (например, суммой в 300 или 600 тыс. рублей) крупных покупок…
— Некоторые думают, что если крупная покупка совершается за наличность, то это обязательно легализованные преступные доходы. Но мне кажется, что это преувеличение. Просто нашему населению психологически все еще комфортнее хранить наличность. Тем более, что крупные покупки — недвижимость, автомобиль, обязательно подлежат регистрации. Так что вне зависимости о того, наличными оплачена покупка или нет, сведения о покупателе известны. Поэтому нам пока не очень понятно, в чем смысл этого предложения.
Александра БАЯЗИТОВА