Российские банки стали использовать социальные сети не только для рекламы собственных услуг, но и для решения проблем с неблагонадежными заемщиками. О просроченном платеже по кредиту теперь будет знать не только заемщик, но и все его друзья.
В социальных сетях идет активное обсуждение действий банка «Тинькофф Кредитные Системы». Кредитная организация начала борьбу с должниками весьма оригинальным способом. Банк рассылает людям, которые зарегистрированы, как друзья должника, следующие сообщения:
«По подозрению в совершении мошеннических действий в отношении банка, а также в злостном уклонении от уплаты кредиторской задолженности разыскивается (далее — ФИО должника). Начата процедура взыскания долга, а также готовится заявление в ОВД. Пожалуйста, сообщите номер телефона должника».
Такое сообщение пришло друзьям пользователя, через социальную сеть «Одноклассники», после того как был просрочен один платеж. Коллекторы банка тестируют новую форму работы с мошенниками, пояснили Firstnews в «Тинькофф Кредитные Системы».
«Данный клиент вел себя как типичный мошенник: активировал карту, использовал деньги и пропустил три ежемесячных платежа. После получения уведомления клиент произвел платеж», — сказали в банке.
Однако юристы не считают такой способ работы с должниками законным. «Подобные сообщения могут расцениваться как клевета, поскольку выводы о мошенничестве в отношении определенных лиц вправе делать только правоохранительная система. Если должник просрочил банку один платеж и в отношении него не ведется проверка силами МВД, говорить о розыске по подозрению в мошенничестве категорически невозможно», — пояснил Firstnews партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Банк, подписавшийся под таким сообщением, рискует получить постановление о назначении штрафа в размере до 500 тысяч рублей по каждому факту выявленной клеветы. Систематически повторяющиеся правонарушения могут явиться поводом для проверки банка с целью отзыва лицензии.
Пока это единственный столь широко известный случай попытки найти неплательщика через его контакты в соцсетях. Прочие банки клятвенно заверяют — такими методами они не пользуются.
«Мы не используем социальные сети в таких целях, так как мы считаем, что это незаконно и нарушает право на неприкосновенность частной жизни», — заявил Firstnews руководитель департамента контроля платежей и противодействия мошенничеству Ситибанка Фавад Кази.
Заметим,что согласно конституции РФ любое вмешательство в частную жизнь противозаконно. Как следует из нормы статьи 24 основного закона, распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
О банке
По итогам 2011 года банк «Тинькофф кредитные системы» (ТКС Банк) увеличил чистую прибыль по сравнению с 2010 годом в 7,5 раз, до $68,4 млн. По итогам 2011 года доля просроченной более чем на 90 дней задолженности в ТКС банке составила 3,7%. На сегодняшний день у банка более 2 млн клиентов.
Наталья ФЕДОТОВА