Несмотря на то что российские банки смогли неплохо обеспечить население банкоматами, преодолеть массовое недоверие не только к передовым, но и к классическим технологиям пока не удалось. По доле населения, пользующегося банковскими услугами, Россия занимает 43-е место из 62 в рейтинге, составленном Visa.
Несмотря на развитую банковскую инфраструктуру и широкую банкоматную сеть, по доле граждан, которые пользуются банками, Россия пока не входит даже в тридцатку стран-лидеров, следует из исследования компании Visa, посвященного электронным платежам. В рейтинг стран, использующих безналичные платежи, составленный Visa, вошли 62 страны. Россия занимает 18-е место по количеству банкоматов на 10 тыс. человек и 43-е — по количеству POS-терминалов. При этом по уровню развития бесконтактных и мобильных платежей Россия стоит лишь на 36-й позиции, а по доле населения и предприятий, пользующихся любыми банковскими услугами, занимает 43-е и 42-е места соответственно. «Несмотря на такие данные, мы видим большой потенциал в использовании безналичных платежей в России»,— отметил Стивен Паркер, генеральный директор Visa по России, странам СНГ и Юго-Восточной Европе.
Опрошенные «Ъ» эксперты указывают на несколько причин сложившейся ситуации, главная из них — преимущество, которое граждане отдают наличным платежам. «Объем розничных платежей на сегодня — более 10 трлн рублей,— отмечает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким.— При этом самому ритейлу невыгодно устанавливать POS-терминалы, за счет операций по которым можно было бы увеличить долю безналичных расчетов». По его словам, прием платежей по карте продавцу обходится дороже, чем наличных средств: средняя эквайринговая комиссия составляет 2% от суммы операции, а затраты на инкассацию по наличным 1—1,5%.
Низкая активность россиян в использовании дистанционных банковских услуг является следствием недоверия к банковской системе в целом. «В целом вся история коммерческой банковской системы довольно молода, ей всего 20 лет,— говорит зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов.— В тех же странах, с которыми мы сравниванием себя, банки имеют намного более давнюю историю, поэтому наша позиция не самая завидная».
Ольга ШЕСТОПАЛ, Седа ЕГИКЯН