Международное рейтинговое агентство Standard & Poors предупредило о возможных банкротствах среди российских банков
В пятницу агентство Standard & Poors выразило «опасения относительно кредитных организаций, находящихся на периферии национальной банковской системы». Банки со слабой капитализацией и системой управления могут столкнуться со значительными проблемами финансирования, что потенциально ведет к их закрытию, говорится в пресс-релизе агентства. «Это может быть как самоликвидация, так и «точечные дефолты», — уточнил аналитик S&P Евгений Тарзиманов.
По словам аналитика S&P Екатерины Трофимовой, ухудшение ликвидности в российской банковской системе пока не критическое, поэтому «озабоченность по поводу российского банковского сектора связана главным образом с отдельными банками». По мнению агентства, риску ухудшения ликвидности, ведущему к банкротству, в основном подвержены банки второго и третьего эшелонов, не имеющие доступа к сделкам прямого РЕПО с Банком России. Третим эшелоном аналитики обозначили банки, находящиеся за пределами первой сотни (всего в России на 1 августа действовали 1163 кредитных организации).
Источник проблем, отмечает S&P, в том, что ни система риск-менеджмента, ни нормы банковского надзора не соответствуют стремительному росту кредитования в России.
В условиях сокращения ликвидности разрыв активов и пассивов по срокам погашения ведет к напряженности на рынке межбанковского кредитования (МБК) и создает проблемы банкам «второго и третьего круга», пополняющим значительную часть пассивов за счет межбанковских кредитов. «Мировой кризис сам по себе не угрожает российской банковской системе, опасность кроется в том, что она неустойчива по отношению к внутренним проблемам. Если бы небольшие банки имели хороший баланс и были прозрачными, то нечего было бы волноваться», — пояснил РБК daily научный руководитель
В случае реализации «полноценного» кризиса на рынке МБК потери банков будут серьезные и составят до 25,3% совокупного капитала в банковском секторе (результаты стресс-теста ЦБ на 1 января 2007 года). Пока ЦБ удавалось удовлетворять возросшие потребности банков. За три недели с 15 августа ЦБ предоставил банкам в рамках РЕПО 1,9 трлн руб. (в среднем 5 млрд долл. в день), но уже в октябре-ноябре ЦБ прогнозирует рост потребности в 3 раза.
«Многое зависит от того, насколько изъятие капитала будет организованным или дезорганизованным процессом», считают аналитики S&P. Сейчас, отмечают они, российский межбанковский рынок кредитования очень слаб с операционной точки зрения, и в первую очередь это связано с узким спектром облигаций в ломбардном списке ЦБ. Чтобы избежать потрясений, ЦБ принял решение с октября расширить этот список: он понизил требования к рейтингу принимаемых в обеспечение бумаг на две ступени до B+ (по шкале S&P).
«Есть серьезные проблемы с рефинансированием, они видны по тем объемам, которые ЦБ вливает в банковскую систему, — отмечает вице-президент ФБК Алексей Терехов. — Но дефолты будут не
Но в конечном итоге жизнь и смерть отдельных банков будет решаться не на рынке МБК. «Это не столько вопрос ликвидности, — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, — сколько принципиального желания акционеров поддержать банк в трудных условиях. В их числе много компаний и предприятий, для которых банк — непрофильный бизнес, после введения системы страхования вкладов ставший более затратным. Кризисная ситуация на финансовых рынках станет «спусковым крючком»: некоторые акционеры сочтут, что банк обходится им слишком дорого, и предпочтут от него избавиться, а свои счета переведут в другие банки».
Елена ЗУБОВА