Банк России собирается обязать банки, имеющие номинальных иностранных держателей акций, раскрывать информацию о конечных бенефициарах. Регулятор уже подготовил соответствующие изменения в законодательство, которые могут быть внесены в Госдуму в начале следующего года. Между тем эксперты сомневаются, что ужесточение требований по раскрытию информации принесет желаемый эффект. По их мнению, даже если информацию удастся собрать, проверить ее достоверность будет невозможно.
О том, что ЦБ подготовил поправки в закон «О рынке ценных бумаг», обязывающие банки более подробно раскрывать своих владельцев, на банковской конференции в Сочи сообщила заместитель директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Елена Музыка. Как передает агентство «Прайм-ТАСС», поправки обяжут банки при привлечении внешних инвесторов раскрывать конечных бенефициаров пакетов акций, находящихся на хранении в иностранных банках -депозитариях. Эмитент сможет запрашивать эту информацию у депозитариев и в дальнейшем предоставлять ее в ФСФР и ЦБ.
В начале текущего года Госдума приняла поправки в закон «О банках и банковской деятельности», уравняв в правах иностранных и российских инвесторов. Новые правила отменили не только разрешительный, но и уведомительный порядок инвестиций в российские банки, если размер приобретаемого пакета не превышал 1%. Как пояснил Ъ источник в Банке России, новый законопроект готовился в соответствии с последними рекомендациями Базельского комитета по эффективному банковому надзору, где прописано раскрытие информации о бенефициарных владельцах. «Мы исходили из того, что нам нужна информация о тех бенефициарах, которые могут оказывать существенное влияние на принятие решений»,— отметил он. По словам источника, если с российскими депозитариями, которые осуществляют номинальное владение акциями банков, ЦБ «удалось наладить обмен информацией», то в отношении иностранных депозитариев вопрос не решен. Впрочем, по его словам, законопроект еще не прошел всех стадий согласования даже внутри ЦБ, не был одобрен комитетом банковского надзора, поэтому раскрыть подробности он отказался. Глава ФСФР Владимир Миловидов заявил Ъ, что незнаком с поправками, которые подготовили специалисты ЦБ.
Между тем эксперты считают, что ЦБ не удастся эффективно собирать информацию об иностранных бенефициарах российских банков. По словам вице-президента одного из крупных российских банков, практика раскрытия бенефициаров эмитенту существует при размещениях на иностранных площадках. «Когда ВТБ проводил IPO, его депозитарий Bank of New York брал на себя обязательство раскрытия информации об инвесторах. Потом сам банк-депозитарий может не знать бенефициаров до момента следующего корпоративного действия, например получения дивидендов. Но и тогда раскрытие информации исключительно добровольное, проверить его достоверно невозможно»,— заявил он. По словам гендиректора «Интерфакс-ЦЭА» Михаила Матовникова, в западных банках со значительным free-float руководство часто заказывает специальные исследования, чтобы узнать своих акционеров. «Хорошим уровнем знания считается раскрытие владельцев 75% акций»,— заметил он.
Российским банкам заказ исследований пока не нужен. Полноценное зарубежное IPO проводил только ВТБ. По признанию главы банка Андрея Костина, сейчас около 12% его акций принадлежит иностранцам. Однако возможность их существенного влияния на решения банка при том, что у государства остается более 75%, ограничена. По словам Александра Железняка, председателя правления Пробизнесбанка, в капитале которого доля иностранного капитала составляет 40%, он сомневается, что «иностранные акционеры, неизвестные ЦБ, смогут влиять на деятельность какого-либо банка».
Однако Сбербанк (доля иностранцев в его капитале после SPO составила около 22%) уже обещал вывести свои ценные бумаги на London Stock Exchange. Улучшения экономической конъюнктуры для проведения IPO дожидаются сразу несколько крупных банков, включая Газпромбанк. Поэтому возможность концентрации достаточно крупных пакетов под прикрытием иностранного депозитария не исключена. Правда, как заметил вице-президент банка «Глобэкс» Алексей Иванов, «сегодня у ЦБ настолько пристальный надзор, что неизвестным иностранцам оказывать существенное влияние на банк будет сложно».
Руслан ШАРИПОВ, Игорь МОИСЕЕВ