Половину оборота торгов валютой на российском рынке обеспечивают роботы. Их активность приводит к тому, что на одну реальную сделку приходится 243 заявки. Это искажает торги и мешает классическим трейдерам совершать крупные сделки, и в ближайшее время ММВБ-РТС намерена ограничить роботов, введя плату за излишнюю активность.
Российский валютный рынок существенно загрязнен активностью высокочастотных трейдеров (торгующих при помощи роботов). Согласно исследованию Thomson Reuters, на валютную пару доллар/рубль приходится 243 заявки на одну реально заключенную сделку. Это один из самых высоких показателей среди анализируемых агентством валютных пар. Большее соотношение заявок и сделок было замечено только на паре евро/австралийский доллар — 306 заявок на одну сделку.
Высокая активность роботов на валютном рынке искажает реальное ценообразование — роботы бесконтрольно выставляют множество заявок, а затем отменяют их, не совершая сделок, но изменяя цену каждую секунду, мешают трейдерам и банковским дилерам, которые обычно торгуют «руками», поймать нужную цену и совершить сделку, отмечают участники рынка. «Особенно это мешает с валютными сделками на большие суммы, когда роботы начинают спекулировать вокруг ее цены,— говорит управляющий «Райффайзен Капитал» Константин Артемов,— это делает покупку дороже, а продажу дешевле». Заместитель начальника дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук говорит, что высокая концентрация роботов не только «загрязняет» торги, но и меняет их природу. «Изменение цены в этой ситуации будет зависеть не от того, кто точнее проанализирует экономические события или предугадает движение рынка, а от того, кто быстрее совершает операции,— поясняет он,— то есть конкуренция становится чисто технологической».
По оценкам директора электронной торговли «Открытия Капитал» Георгия Зари, примерно половина оборота на российском валютном рынке приходится на роботов, и это не предел. «Во-первых, валютный рынок большой — и по объемам, и по возможным торговым стратегиям,— объясняет эксперт.— Во-вторых, на рост роботов может повлиять недавняя либерализация валютных торгов на бирже». С начала этого года на валютные торги на ММВБ-РТС допущены не только банки, но и частные инвесторы через брокеров, которые также могут использовать роботов (см «Ъ» от 14 февраля).
На бирже заявляют, что внимательно отслеживают ситуацию с алгоритмической торговлей на валютном рынке, но признают, что роботы могут мешать остальным участникам торгов. «Сейчас торговая система нормально справляется с нынешними оборотами роботов, но количество заявок может мешать другим участникам рынка, оно должно быть разумным»,— заявил «Ъ» управляющий директор по валютному рынку ММВБ-РТС Игорь Марич. По его словам, биржа планирует ограничить роботов платой за выставление заявок, которые не закончились сделкой.
Практика ограничений алгоритмической торговли является общемировой. Так, на Лондонской фондовой бирже (LSE) предусмотрена остановка операции брокера на несколько секунд, когда количество трансакций превышает несколько тысяч. Ограничения роботов вводят и торговые системы. Так, в системе Reuters на пару доллар/турецкая лира было введено ограничение по времени — заявленная цена будет держаться в течение секунды. Это ограничивает роботов, привыкших выставлять в секунду сотни заявок. Результатом ограничения стало то, что эта пара в исследовании Reuters показывает лучший результат по соотношению заявок и заключенных сделок. Также роботов можно ограничить увеличением шага цены (минимально возможной разницы между ценами, указываемыми в заявках), говорит господин Романчук. «Сейчас на ММВБ этот шаг установлен на уровне 0,01 коп.,— говорит эксперт,— если его увеличить до 0,25 коп., это уменьшит не имеющую экономической ценности активность роботов».
Тем не менее тренда на доминирование алгоритмической торговли не переломить. По прогнозу Thomson Reuters, через пять лет торговля через роботов в мире достигнет 75% общего оборота, сейчас на роботов приходится 60%.
Петр РУДЕНКО