Госдума воспротивилась желанию Минфина предоставить налоговикам доступ к банковской информации о счетах граждан при проведении налоговых проверок. В пятницу бюджетный комитет палаты отклонил соответствующую поправку к Налоговому кодексу. Свой отказ парламентарии объяснили нежеланием «просто так» отменять банковскую тайну для физлиц. Впрочем, в случае поступления запросов от иностранных налоговых органов в рамках международных соглашений, сведения о состоянии счетов как компаний, так и физлиц все же будут предоставляться.
Минфин оформил свою инициативу в виде поправки ко второму чтению вполне безобидного для налогоплательщиков законопроекта об обязанности налоговых органов присылать банкам решения о приостановлении операций по счетам исключительно в электронном виде (авторы — экс-депутат Павел Медведев и депутат Раиса Кармазина). Поясним, что сейчас статья 86 Налогового кодекса позволяет инспекторам в рамках налогового контроля (то есть при проведении проверок) запрашивать у банков справки о наличии счетов и об остатках денег на них — но лишь в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. Минфин хотел распространить эту норму и на счета физлиц, доступ к которым сейчас возможен только в судебном порядке. Как пояснил «Ъ» сотрудник налоговых органов, такое нововведение помогло бы им в проверке сведений о доходах, указываемых в декларациях граждан: «К примеру, когда от продажи квартиры задекларирован миллион, а на деле на счет поступило пять».
Однако комитет по бюджету и налогам на заседании в пятницу поправку правительства отклонил — что в последние годы случается крайне редко. Поскольку комитет контролируется «Единой Россией», очевидно, что тот же исход поправку ждет и на пленарном заседании палаты. «Мы против раскрытия банковской тайны просто так, нет оснований менять действующий порядок. В случае принятия поправки отток вкладов будет огромным»,— объявил на заседании глава бюджетного комитета Андрей Макаров. По его словам, непонятно зачем налоговым органам нужны сведения о счетах при проведении проверок — если приостановить операции по ним все равно может только суд. «Зачем необходима эта информация — просто любопытно, у кого что есть?» — задался вопросом депутат. Минфин решение депутатов «Ъ» комментировать не стал.
«Формально депутаты заступились за налогоплательщиков, но думаю, они не забыли и о своих интересах,— сказал «Ъ» гендиректор юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.— Им стало крайне неуютно от мысли, что любой инспектор просто ради любопытства сможет запрашивать у банков сведения об их счетах». По его словам, налоговики весьма широко трактуют понятие мероприятий налогового контроля — так что поводом для запроса о счетах могла бы стать, к примеру, смена владельца автомобиля.
Несмотря на такое решение комитета, данные о суммах денег на счетах некоторых граждан все же не останутся тайной для налоговиков — при поступлении в банк «международного» запроса. На том же заседании в пятницу комитет одобрил другую поправку правительства — о предоставлении налоговым органам информации о вкладах и платежах частных лиц и компаний на основании запросов «уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными соглашениями РФ». Не принять эту норму депутаты не могли — обязанность создать механизм обмена налоговой информацией зафиксирована в ряде международных договоров и необходима для вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, статья об обмене информацией, которая определяет порядок взаимных запросов налоговых служб, содержится в находящейся сейчас на ратификации в Госдуме новой редакции соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Швейцарией. Такие же нормы есть и в других налоговых соглашениях — однако до сих пор банки, как правило, игнорировали запросы иностранных налоговиков, ссылаясь на отсутствие законодательного механизма ответов на них. С принятием поправок ситуация изменится.
Вадим ВИСЛОГУЗОВ