Сбербанк собрался заняться факторингом, то есть финансированием поставщиков товаров и услуг под уступку дебиторской задолженности. Переговоры с французской группой BNP Paribas о покупке ее факторингового направления ведутся в рамках сделки по приобретению розничного подразделения, которое структурно включает в себя соответствующий бизнес. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к процессу обсуждения условий сделки. Завершить сделку планируется к сентябрю.
— Переход к Сбербанку и факторинга является отдельным предметом переговоров, — говорит источник «Известий». — Этот бизнес BNP Paribas — интересный и динамично развивающийся. Так что Сбербанк склоняется к тому, чтобы купить его «в пакете» с POS-кредитованием.
Французская группа открыла факторинговое направление в нашей стране в 2010 году и специализируется на финансировании автодилеров. По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), по итогам I квартала этого года BNP Paribas занимает 4-е место (9%) на рынке в целом.
В тройку лидеров входят «ВТБ-факторинг» (22%), Промсвязьбанк (18%) и Альфа-банк (13%). Объем рынка факторинга в России составляет 275 млрд рублей. Понятно, что Сбербанку с его амбициями быть первым всегда, везде и во всем не должно составить труда обойти конкурентов за довольно короткий срок, тем более опираясь на качественную платформу BNP Paribas.
— Порог входа на рынок остается достаточно низким. К тому же у Сбербанка есть доступ к дешевым финансовым ресурсам, широкая сбытовая сеть, команда высококлассных менеджеров и позитивный опыт работы французского партнера, — говорит исполнительный секретарь Федерации факторинговых компаний, гендиректор информационно-аналитического портала «ФАКТОРинг ПРО» Илья Покаместов.
Но ряд экспертов и игроков скептически смотрит на перспективы «Сбера» в новом секторе.
— Сбербанк — хороший лоббист. Но для того чтобы стать лидером в факторинге, нужны технологии, кадры, понимание бизнеса поставщиков и покупателей. Безусловно, у BNP Paribas есть все три компонента, иначе группа не вошла бы в топ-5, — комментирует исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко. — Вопрос в том, как эти компоненты будут внедрены в Сбербанке, учитывая его огромную клиентскую базу в секторе малого и среднего бизнеса (основной потребитель факторинга) и крупном корпоративном секторе.
По мнению Шевченко, лидерство Сбербанка на указанном рынке не исключено, правда, не сразу. У ВТБ, который в 2009 году купил крупного факторингового игрока (у банка «Траст»), на достижение первой строчки ушло три года. Илья Покаместов полагает, что у «Сбера» это может получиться даже быстрее.
— Сбербанку будет тяжело в новом бизнесе. Факторинг — все-таки микроменеджмент. В этом деле присутствуют риски (в основном речь идет о мошенничестве), которые крупнейший банк страны пока глубоко не анализировал, — поделился своей точкой зрения начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев. — Здесь, чтобы не проиграть, должен присутствовать точечный подход к каждому партнеру, постоянный контроль за процессом. Чтобы поставить факторинговую деятельность на поток, требуется много сил и времени. Ошибки по дороге неизбежны.
По мнению Окунева, у «Сбера» есть шансы выйти в лидеры на новом рынке. Хотя бы потому, что он может взять объемом, запустив продажи факторинговых услуг через свою огромную сеть отделений, и при этом демпинговать.
— Другой вариант — банк может не толкаться там, где все остальные, а выйти в еще не освоенные ниши. Например, когда заказчиками товара выступают госструктуры, — приводит пример Окунев.
Представители Сбербанка заявляли о намерении кредитной организации выйти на рынок факторинга еще в 2009 году. Но затем кредитная организация отказалась от этих планов.
— «Сберу» скорее всего помешали кризисные явления в экономике и большой спектр новых проектов, запуск которых имел у кредитной организации приоритет, — рассуждает Покаместов.
В BNP Paribas от комментариев отказались. В Сбербанке на запрос «Известий» в пятницу не ответили.
Юлия ПОЛЯКОВА