Крупнейшие банки мира переживают очередную волну сокращения сотрудников, сопоставимую с посткризисной. Причины остаются неизменными с 2008 года, если не считать облегчения ситуации с ликвидностью — сокращением издержек и сворачиванием части бизнеса ради снижения рисков или выполнения требований регуляторов. Обострение долгового кризиса в Европе добавило давления на финансовый сектор.
Гонки на выживание
Только инвестбанки в ближайшие два года планируют экономию в $10—12 млрд за счет увольнений, снижения зарплат и сокращения инвестиций в непрофильные активы. Такие прогнозы высказывают эксперты Morgan Stanley и консалтинговой компании Oliver Wyman. Объем средств на балансах инвестиционных банков в течение ближайших двух лет сократится на $1 трлн, или на 7%.
Коммерческие банки также снижают активность по менее доходным направлениям, уходят с иностранных рынков, европейские — приспосабливаются к требованиям Базеля-3. Кроме того, многим из них грозят серьезные выплаты по судебным решениям, в основном в связи с докризисной деятельностью на ипотечном рынке. Купнейший банк Германии Deutsche Bank в своей годовой отчетности оценил риски таких выплат в €3 млрд, «отдаленных» выплат — в €2,2 млрд.
Royal Bank of Scotland в январе объявил, что собирается сократить 3500 рабочих мест в течение трех лет. Основная часть увольнений придется на 2012 год. Пострадают сотрудники и местных, и иностранных подразделений банка. RBS проводит масштабную реструктуризацию, в рамках которой намерен продать часть неприбыльных активов, в частности бизнес по слияниям и поглощениям и брокерское подразделение Hoare Govett.
Американский банк Citigroup в конце прошлого года объявил, что на фоне снижения доходов принял решение сократить 4500 сотрудников, или 1,7% штата. «Сектор финансовых услуг столкнулся с крайне сложной операционной средой — беспрецедентным сочетанием неопределенности на рынках, продолжительного замедления темпов роста экономики развитых стран и наиболее существенных изменений требований регуляторов, которые я когда-либо видел», — пояснил тогда руководитель Citigroup Викрам Пандит.
Еще раньше о намерении уволить 30 000 сотрудников (это только в розничном подразделении и технических отделах) в течение нескольких лет объявил глава Bank of America Брайан Мойнихэн. В 2011 году крупные банки уволили свыше 200 000 человек — против 58 000 в 2010 году и 174 000 в 2009 году.
На Восточном фронте без перемен
Финансовый Восток меньше страдает от последствий кризиса, но и там появляются новые жертвы. Крупнейший банк Объединенных Арабских Эмиратов Emirates NBD планирует сократить 500—700 сотрудников, это около 15% персонала. Снижение цен на недвижимость в 2008—2009 годах негативно отразилось на балансе банка, которому требуется дальнейшее сокращение расходов. Третий по величине банк Австралии ANZ Bank планирует сократить 1000 сотрудников, финансовый сектор в этой стране испытывает трудности
HSBC практически каждый месяц сообщает об уходе с того или иного рынка. В феврале стало известно о намерении уйти с розничного рынка Японии. Также банк сворачивает деятельность в Южной Корее и Таиланде. А месяцем ранее было объявлено о закрытии офисов в Коста-Рике, Сальвадоре, Гондурасе и Колумбии и о намерении сосредоточиться на крупнейших рынках Латинской Америки. В марте HSBC пообещал к концу третьего квартала свернуть свою деятельность в Словакии. Программа сокращения персонала этого банка предусматривает увольнение 30 000 сотрудников, в феврале было объявлено о том, что 11 000 сотрудников уже покинули компанию.
Британские банки должны продолжить активно сокращать издержки, в том числе за счет персонала, уверены эксперты KMPG. «Год был более тяжелым, чем ожидали многие, и банкам придется потрудиться, чтобы повернуть дела в свою пользу, — говорит представитель KPMG Бил Майкл. — Мы увидим продолжение сокращения издержек, что неизбежно подразумевает потери рабочих мест».
Серьезный удар обострение кризиса нанесло рынкам капитала и, соответственно, инвестиционным банкам. «Для инвестиционных банков в прошлом году успех означал выживание. Просто суметь привлечь средства на рынке акций или облигаций или не дать развалиться сделке M&A — вот что теперь успех», — прокомментировал итоги года издатель Global Finance Джозеф Гьяррапуто (Joseph Giarraputo). Азиатское подразделение Goldman Sachs Group, например, приподнесло группе неприятный сюрприз в виде убытков впервые за три года. Снижение стоимости акций в портфеле привело к сокращению дохода на 46% в 2011 году. По всему миру этот инвестбанк уже сократил 2400 сотрудников.
Один из мировых финансовых центров, Нью-Йорк, ощутил спад активности банков на физическом уровне: в первом квартале 2012 года объем аренды офисов на Манхеттене упал до почти трехлетнего минимума — 5,7 млн квадратных футов (530 000 квадратных метров). Такие предварительные данные передало агентство Bloomberg со ссылкой на компанию Studley. Лишь рост IT- и медиакомпаний остановил дальнейшее падение рынка аренды, говорят в Studley, в частности спрос со стороны такого интернет-гиганта, как Google.
По расчетам экспертов Studley, так называемая креативная индустрия — коммуникации, услуги, модный бизнес, образование и информационные технологии — после кризиса, с 2007 года, в среднем в год арендует на 42% больше площадей, чем финансовый сектор. В 2000—2006 годах картина была иная: спрос финансистов на 19% превосходил запросы креативных компаний.
Русский оазис
В России после обвала на финансовых рынках летом-осенью минувшего года разговоров о сокращениях в инвестиционных банках бало много. В первую очередь под удар попадали местные аналитики «дочек» глобальных банков. Тень очередной волны кризиса внесла смятение в ряды всех финансистов, включая страховщиков. Исследование «АНКОР Банки, финансовые услуги», вышедшее в январе, выявило, что, хотя 45% работающих кандидатов финансового рынка следят за предложениями на рынке труда, многие из них не готовы менять работу
Но тенденция не приняла массовый характер. Можно говорить, скорее, о заморозке рынка во второй половине прошлого года в наиболее пострадавшем от внешней конъюнктуры инвестбанкинге. Стратег «Тройки Диалог» Ованес Оганисян отмечает, что Россия — наиболее рискованный рынок из развивающихся, обычно сильнее других реагирующий на турбулентность. После некоторого смягчения напряжения вокруг Греции ситуацию можно сравнить с наркозом, добавляет эксперт.
Руководитель отдела международных продаж инвестиционного холдинга «Финам» Александр Захаров говорит, что в прошлом году в инвестбанкинге были сокращения, около 10% — «это нечувствительно». При этом в большинстве компаний был заморожен найм новых сотрудников, отмечают участники рынка. Нередко обязанности ушедших специалистов распределяли среди группы коллег. Исключение составляли некоторые игроки, которым необходимо было заменить целые команды или которые решили, пользуясь ситуацией, набрать на пониженные ставки людей на новые направления.
По оценке Захарова, в 2012 году тенденция продолжится, но изменятся акценты. Компании начинают выявлять наиболее дорого обходящихся им сотрудников и направления, приносящие в текущей ситуации меньше дохода. Увольнения могут быть единичными, но это будут высокооплачиваемые сотрудники.
Сейчас российские финансисты в основном рассчитывают на улучшение на рынке труда за счет передышки на мировых финансовых рынках и неплохих перспектив экономического роста. При этом инвестиционным банкирам по-прежнему не на что надеяться: если страховые компании сообщили о росте количества сотрудников, то трейдеры и инвестиционные компании отмечают снижение числа работающих.
Елена ШУШУНОВА