Вступив в должность президента, Владимир Путин тут же оформил свои предвыборные обещания в виде указов. Из более чем десятка подписанных документов следует, что к 2018 году Россия должна сделать один из самых мощных экономических рывков за всю свою историю. Взять хотя бы запланированный взлет в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса — со 120-й на 20-ю позицию! Посильнее японского «большого скачка» будет — ведь именно Японию и предстоит потеснить с ее двадцатого места. И это только начало.
Необыкновенное чудо
Согласно указу «О долгосрочной государственной экономической политике» к 2018 году объем инвестиций вырастет до 27 процентов ВВП, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей увеличится в 1,3 раза, производительность труда — в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Уже к 2020 году появятся или модернизируются 25 миллионов рабочих мест. И все это за шесть — восемь лет.
Правда, эксперты поспешили добавить ложку дегтя в эту бочку меда. И не одну. Дескать, текущая макроэкономическая действительность не внушает больших надежд на светлое будущее. Так считают специалисты Центра развития НИУ ВШЭ. Например, по данным опроса, который институт провел среди 30 ведущих российских и зарубежных экспертов, консенсус-прогноз по росту ВВП в 2012—2018 годах составляет 3,74 процента годовых. Всемирный банк говорит о 3,5 процента. А Минэкономразвития более оптимистично — 4,7 процента в 2018 году. Но все эти цифры на чудо никак не тянут. Темпы прироста российской промышленности упали с 10 процентов в годовом выражении в середине 2009 года до 4 процентов в марте текущего. Количество растущих секторов за тот же период снизилось с 80 до 65 процентов, а число секторов, растущих три месяца подряд, сократилось в полтора-два раза.
«ВВП России рос на 7—8 процентов в год благодаря потребительскому спросу и инвестициям, которые, в свою очередь, двигались высокими ценами на нефть, — напоминает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. — Но еще важнее то, что с 2003 по 2008 год резко вырос внешний долг частного сектора — почти в 10 раз. Повторить такие темпы роста без серьезных инвестиций в модернизацию производства, а также возврата нефтегазовых доходов в экономику сейчас невозможно даже при высоких ценах на нефть».
Основные драйверы роста ВВП прошлого десятилетия — высокий уровень заимствований, потребительский спрос и цены на нефть (по прогнозам саудовских нефтяников, стоимость барреля скоро опустится до 100 долларов) — сходят на нет. Остается уповать на внешнюю несырьевую торговлю. Но отечественная продукция, как правило, неконкурентоспособна
Причина — в низкой производительности труда в России. Ее Владимир Путин и хочет увеличить в 1,5 раза, или на 50 процентов, к 2018 году (около 7—8 процентов в год). Подобные темпы роста с переменным успехом сохранялись на протяжении 2003—2007 годов. Но в 2008 году (по сравнению с 2007-м) рост составил лишь 4,8 процента, в 2009 году (по сравнению с 2008-м) и вовсе был спад — на 4,1. В 2010 году (по сравнению с 2009-м) снова рост — на скромные 3 процента.
В абсолютном значении в 2010 году каждый миллион долларов ВВП зарабатывали около 50 экономически активных россиян. То есть к 2018 году производительность труда должна увеличиться до такого уровня, при котором 34 человека смогут обеспечить миллион баксов ВВП. По подсчетам аналитиков компании «ФинЭкспертиза», с другими странами «большой восьмерки», где аналогичный показатель варьируется в диапазоне 11—14 человек, Россия при нынешних темпах экономического развития сможет сравняться лишь к концу столетия. В Китае и Индии, наоборот, производительность труда ниже, чем в России, но высокие темпы роста ВВП там поддерживались огромными человеческими ресурсами, которых у нашей страны нет. Кстати, Минэкономразвития в инновационном сценарии прогноза до 2030 года предполагает увеличение производительности труда лишь на 3,1—5,6 процента в год и на 31,6 процента к 2018 году. Тот факт, что эти стратегии с учетом указаний Владимира Путина вскоре должны быть переписаны, на реальность никакого эффекта, конечно, не оказывает.
Догнать и перегнать
Выход, впрочем, есть — надо привлекать больше инвестиций. Еще в 2005 году Олег Вьюгин (на то время глава ФСФР) говорил, что для роста экономики в 7—9 процентов годовых доля инвестиций в ВВП должна быть на уровне 25—30 процентов. Сейчас этот показатель равен 22 процентам, а Владимир Путин к 2018 году обещает взять рубеж в 27 процентов (к 2015 году — 25 процентов). В принципе в этой сфере, если верить Росстату, дела у нас не такие уж и плохие. Например, доля вложений компаний в основной капитал выросла в 2011 году на 16 процентов (до 7 триллионов 701 миллиарда рублей), а доля иностранных инвестиций — на 66 процентов (до 5 триллионов 719 миллиардов рублей). В кризис эти составляющие упали на 10—20 процентов.
Однако качество этих инвестиций хромает. Организации вкладываются по большей части в офисы, а не в оборудование. Основные иностранные инвесторы — это офшоры или страны, специализирующиеся на посреднической торговле (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Виргинские острова), а среди типов вложений лидируют «вложения в основной капитал» и «кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций». Короче, деньги из российской экономики сначала выводятся, а потом часть из них (меньшая) возвращается под видом «иностранных» инвестиций. Причем большая их доля оседает в организациях, занимающихся финансовой деятельностью, вложения которых почти на 90 процентов краткосрочные, то есть спекулятивные. Отсюда и массовый отток капитала: 42 миллиарда долларов за первые четыре месяца 2012 года. Это и «короткие» деньги с фондового рынка (как иностранцев, так и резидентов), и инвестиции российских юридических и физлиц в зарубежную недвижимость, и вывод банками капитала, и просто покупка валюты населением.
У Владимира Путина и на это есть рецепт — резко улучшить бизнес-климат в стране, поднявшись на 20-ю строчку в вышеупомянутом рейтинге Всемирного банка. Правда, рейтинг — штука лукавая. Скажем, по основным пунктам — получение разрешения на строительство, подключение к электросетям и таможенный режим — Россия стоит на 178-м, 183-м и 160-м местах соответственно. А вот по налогообложению — на 105-м. Если за шесть лет, как обещает Владимир Путин уже в другом указе, стояние в очередях в госорганы действительно будет длиться не дольше 15 минут, а чиновники уйдут в Интернет и перестанут «кошмарить бизнес», то и инвестиции, и повышение производительности труда, и рост ВВП нам обеспечены. Впрочем, особо въедливые эксперты готовы оспорить и это.
Единственное поручение, которое премьер Дмитрий Медведев, наверное, выполнит с легкостью, — это повышение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 1,3 раза к 2018 году. По подсчетам «Итогов» на основе данных Росстата, сегодня их доля составляет всего-то 3,2 процента ВВП. Значит, поставлена задача нарастить наш
«В 1,3 раза — это на 30 процентов, — уточняет главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — Собственно, средства, которые планируется потратить на проект «Сколково», как раз эквивалентны такому увеличению при относительно низких рисках».
Социализм — или проиграешь
Не менее интересны и социально-демографические указы. Например, поднять средние реальные зарплаты в 1,4—1,5 раза, заставить женщин рожать по 1,753 ребенка, а стариков доживать до 74 лет. А еще к 2018 году каждый россиянин должен иметь возможность покупать новую квартиру не реже одного раза в 15 лет. Для этого ставка по ипотеке не должна превышать инфляцию более чем на 2,2 процента (то есть вместо нынешних 12,1 процента она должна быть в районе 5,8). А средняя стоимость квадратного метра жилья должна сократиться на 20 процентов — со 161 до 128 тысяч рублей в Москве. По оценке специалистов, это возможно при увеличении темпов ввода жилья с 50—60 до 100—120 миллионов квадратных метров в год. Такого не было даже в советское время.
Увеличение продолжительности жизни до 74 лет Росстат считает возможным не раньше 2024 года, а объявленный Владимиром Путиным суммарный коэффициент рождаемости к 2017—2018 годам возможен только при так называемом высоком варианте. При «среднем» — лишь после 2030 года.
Наконец, повышение зарплат в 1,5 раза означает их ежегодную индексацию на 8 процентов, или в среднем на 2 тысячи рублей в год (с 25 до 38 тысяч рублей). При этом имеется в виду средняя зарплата по стране.
Правда, есть в президентских указах и более конкретные обещания. Например, повысить зарплаты учителям и врачам до 100—200 процентов от среднего довольствия по региону. И тут уже придется, что называется, «чехлить бабло». Ежегодно на все объявленные обещания, по разным оценкам, уйдет от 1,5 до 2 процентов ВВП. Или примерно по 820—850 миллиардов рублей — около 7 процентов доходов федерального бюджета. Можно ли позволить себе такую роскошь при откладывании в Резервный фонд всех нефтегазовых доходов свыше 5,553 триллиона рублей и падающей цене на нефть? Госдума на прошлой неделе увеличила верхний предел внешнего госдолга — с 48,4 до 56,5 миллиарда долларов. Так что заграница нам поможет, не говоря уже о внутренних заимствованиях. А что? Давно не жили в долг, когда-то пора и начинать. Хорошо бы только по этому показателю не догнать и не перегнать Америку.
Артем НИКИТИН