Хотя социально-экономический блок в правительства обновлен больше чем наполовину, эксперты считают, что кардинальных изменений в проводимой политике ждать не стоит. Основной задачей новых министров будет выполнение социальных обязательств, а на структурные реформы может не остаться времени. При этом не похоже, что у правительства появится долгосрочная стратегия развития, которой не хватает уже сейчас. В результате экономическая политика будет представлять собой марш-броски по решению возникающих проблем.
Сегодня на работу заступают сразу шесть новых экономических министров и два вице-премьера. Но часть министров новыми можно считать лишь условно. Многие из них давно имеют отношение к принятию решений, отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Так, Аркадий Дворкович последние четыре года работал помощником президента Медведева по экономической политике. Максим Топилин и Вероника Скворцова трудились заместителями министра здравоохранения и социального развития.
Кроме того, правительство Дмитрия Медведева имеет шанс стать техническим, когда реальные решения будут приниматься в Кремле. Так считает член правления Института современного развития (ИНСОР) Евгений Гонтмахер. Бывшие министры могут стать влиятельными помощниками президента. «То есть фактически они будут фильтровать все законопроекты», — считает Гонтмахер. Правда, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин видит и плюсы в возможном переходе бывшего министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной в Кремль, это позволит говорить, что влияние либеральных экономистов в структуре власти будет достаточно весомым. Политический вес новым назначенцам не так нужен, заявил Ясин в интервью РИА Новости, «его будут обеспечивать Путин и Медведев».
Главное, что сама экономика сразу же ставит перед новым кабинетом жесткие ограничения. Это отметил и Путин в приветственном слове новым министрам. «Ситуация в мировой экономике неопределенная», — сказал он. Впереди маячит новый виток экономического кризиса. В понедельник в интервью каналу Russia Today экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что если кризис в Европе будет развиваться, то рост российской экономики составит 2,5—3,5%. Признаков обострения уже предостаточно — ведутся вполне серьезные разговоры о выходе Греции из еврозоны. А тут еще падение нефтяных котировок на фоне долгосрочных прогнозов снижения цен на сырье.
«В такой ситуации члены нового правительства будут озабочены тем, как выполнить обязательства. До реформ им не будет дела», — прогнозирует Николаев. Президентская предвыборная кампания обернулась ростом обязательств для уже перегруженного бюджета, констатируют экономисты. От 80% этих обязательств нельзя отказаться, напоминает Николаев. Эксперт не уверен, что их удастся выполнить, даже если российская экономика будет расти на 4% ВВП в год. А если кризис, то об обещаниях можно забыть.
Задачи для новых министров уже известны — они установлены в первых президентских указах Владимира Путина. В достижимости некоторых из них эксперты сомневаются. Ведущего научного сотрудника Центра демографических исследований Российской экономической школы Евгения Андреева смущают показатели по социальной политике — снижение числа умерших от заболеваний системы кровообращения, онкологических заболеваний, туберкулеза и ДТП. «Заявленное количество человек на сто тысяч указано с десятичными дробями — это по меньшей мере странно. Видимо, чиновник просто взял сегодняшние показатели и умножил их на 20%, но это некорректно. Смертность во многом зависит от того, каким будет возрастной состав населения, а определить его задача сложная сама по себе», — делится сомнениями Андреев.
Все это демонстрирует главную проблему экономической политики последних 12 лет: правительство не заглядывает далеко в будущее. «За все время, пока у власти находился Владимир Путин, правительство работало без долгосрочной стратегии», — говорит Гонтмахер.
«Стратегия-2000-2010», разработкой которой руководил Герман Греф, так и не была выполнена. Концепция долгосрочного развития до 2020 года была принята в 2008 году как раз накануне кризиса и с самого начала оказалась неактуальной. Обновленная «Стратегия-2020», которую в течение года готовили ведущие эксперты страны, судя по всему, также остается невостребованной. Горизонт планирования правительства составлял максимум 1—3 года.
«Это органический порок нынешнего руководства. Владимир Путин не стратег. Он решает тактические задачи, и делает это очень хорошо, — объясняет причины такой политики Гонтмахер. Но в некоторых сферах политика «марш-бросков» просто невозможна. «Например, пенсионная реформа — это реформа, рассчитанная на 30—40 лет. У нас же ею толком не занимались. В итоге реформа 2002 года признана провальной, но правительство уже несколько лет не может выработать новую концепцию», — говорит Гонтмахер. Если политика решения отдельных задач будет продолжаться, количество сбоев неизбежно вырастет.
Александра ПОНОМАРЕВА