Счетная палата призывает правительство простимулировать банки выдавать займы на инновационные проекты. Большинство кредитных организаций заниматься этим не хочет — слишком высоки риски, поскольку экономический эффект от по сути венчурного финансирования очень сложно просчитать. Теперь к банкам могут применить меры принуждения.
Глава Счетной палаты Сергей Степашин направил письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву об итогах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг деятельности кредитных организаций в сфере модернизации экономики и обеспечения реализации ключевых функций национальной инновационной системы».
Автор документа напомнил, что достойное место России в мировом сообществе может быть обеспечено путем перехода от сырьевой экономики к инновационной. При этом банковскому сектору в решении ключевых задач модернизации отводится одна из ведущих ролей.
В частности, кредитным организациям надлежит финансировать предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, расширять спектр соответствующих продуктов и контролировать целевое использование средств. Также они должны привлекать в экономику инновационные ресурсы, в том числе с зарубежных рынков.
Пока что, как отметил Степашин, участие банков в кредитовании наукоемких проектов незначительно. Финансирование направляется в основном на производство традиционных товаров, а не на создание принципиально новых видов продукции и перспективных технологий. В результате объем кредитования — к примеру, обрабатывающей промышленности — снижается, а торговли, наоборот, растет.
Тем не менее эксперты Счетной палаты признают, что такая политика банков объясняется высокими рисками — их трудно просчитать, когда речь идет об инновационных проектах.
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов объяснил, что кредиты на инновации в первую очередь требуются небольшим компаниям. По его данным, сейчас это доли процента от общего объема (он составляет около 3 трлн рублей) кредитов, выданных банками предприятиям малого и среднего бизнеса (МСБ).
— Проблема, которую обрисовала Счетная палата, действительно есть. Доля МСБ в портфелях российских банков не растет. То есть кредитные организации уже отобрали высокорентабельные компании, которые работают в сфере торговли и услуг. Дальше продвигаться банки боятся, — комментирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — А государство в первую очередь хочет, чтобы банки финансировали инновационный МСБ. Это низкодоходная деятельность, кредитовать которую рискованно — банкам придется формировать большие резервы,
По словам Олега Иванова, инновационные проекты — штучные, а кредитование МСБ, как правило, поставлено на поток в промышленном масштабе.
Директор банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков считает, что финансирование инновационных проектов — вообще не дело банков.
— Во всем цивилизованном мире это венчурное инвестирование, а не банковское кредитование. Должны быть образованы специальные фонды, которые профессионально занимаются вложениями в инновации путем участия в капитале. Именно потому, что уровень рисков здесь очень высокий, — говорит Солодков.
Так, венчурный бизнес развивает группа ВТБ. Входящая в нее компания «ВТБ Капитал» за последние пять лет инвестировала средства более чем в 30 проектов.
С Солодковым согласен Олег Иванов.
— Другое дело, когда речь идет не о start up, а о проектах в стадии развития, в которые уже вложены миллиарды. То есть о уже состоявшемся бизнесе, риски кредитования которого значительно меньше. Кредиты идут не на создание компании, а на ее рост, — уточнил вице-президент АРБР. — Но банкиры такие проекты, как правило, не относят к инновационным.
Сергей Степашин в своем письме выделил банки, которые постепенно вводят кредитные продукты для предприятий, занимающихся инновациями. В их числе Сбербанк, Россельхозбанк, «Возрождение», Промсвязьбанк.
Однако банкиры сетуют, что без специальной господдержки поставить это направление на широкую ногу будет затруднительно.
— Наиболее эффективным способом государственной поддержки в области кредитования инноваций, на наш взгляд, является субсидирование процентной ставки по таким проектам, — полагает директор департамента развития продуктов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка Герман Харченко.
По его мнению, эта форма поддержки, с одной стороны, стимулирует развитие наилучших инновационных проектов, повышает ответственность заемщиков перед кредиторами. А с другой — обеспечивает эффективное использование бюджетных ресурсов.
Юлия ПОЛЯКОВА