Можно выделить три основные причины проблем с Грецией и другими «окраинами» ЕС. Первая и самая актуальная — страх, что греческие банки конвертируют вклады, номинированные в евро, в новую валюту. Вкладчики побежали не только из греческих банков, но на всякий случай и из испанских и португальских. Поток денег хлынул в Германию — в депозиты и госбумаги. Вторая причина — неисполнимые бюджеты и дефициты счетов текущих операций во многих странах периферии ЕС.
Третья и самая неприятная причина кризиса: стоимость рабочей силы на периферии Европы слишком велика и неконкурентна по сравнению с северянами, особенно с Германией. Обычно это лечится девальвацией. Но эта опция вроде бы не для тех, кто перешел на евро.
Если Греция примет новую валюту и конвертирует в нее, конечно с дисконтом, вклады и госдолг, это спровоцирует панику вкладчиков в Португалии, Испании и даже Италии. Люди начнут думать, что их правительства решатся на тот же шаг. А если проблемы начнутся у испанских и итальянских банков, то потребуются масштабные интервенции ЕЦБ, чтобы не допустить финансового коллапса. Так что как только Греция решится выходить из еврозоны, ЕЦБ придется срочно гарантировать сохранность вкладов во всех банках еврозоны, т. е. делать нечто похожее на шаги ФРС после банкротства Lehman Brothers в 2008 г.
Европейский центробанк и власти Германии продолжают требовать от стран-должников жесткой экономии, хотя дефициты не главная проблема. У США, Британии и Японии огромные дефициты бюджета, но их банковские системы стабильны. Если страны периферии взвинтят налоги и сократят расходы, выйдя на хорошую долговую траекторию, они останутся в состоянии рецессии
Есть предложения снизить номинальные зарплаты, но это взрывоопасный путь. Наименее разрушительный путь — это резкая девальвация евро. Этот шаг снизит торговые дефициты периферийных стран и выведет их из штопора. Положительное сальдо Германии станет в этом случае еще больше, заработки немцев — еще выше. Но в тех странах, где безработица низка, начнется ощутимое инфляционное давление. Впрочем, мягкий инфляционный эффект от евро, приближенного к паритету с долларом, будет для всех гораздо менее болезненной мерой, чем насильственная экономия или внутреннее снижение зарплат в периферийных странах.
Валютный союз был благородной, но непродуманной стратегией, направленной на ускорение экономического роста и укрепление политического единства в Европе. Сегодняшнее стремление Германии навязать жесткую экономию соседям только ускорит распад монетарного союза. Самый реалистичный способ спасти единство — отказаться от навязывания экономии и примириться со слабым евро. Эта мера может и не сработать, но других я не вижу в любом случае.
Джереми СИГЕЛ
Автор — профессор финансов в Уортоновской школе бизнеса Пенсильванского университета
FT, 22.05.2012, сокращенный перевод