Выходом из долгового кризиса для Греции может стать введение параллельной валюты — гевро, считают экономисты Deutsche Bank. Если переход пройдет по плану, девальвация псевдовалюты поможет резко снизить госрасходы. Сбой гарантирует панику и развал финансовой системы не только в Греции, но и в части еврозоны.
Сценарий введения в перегруженной долгами Греции параллельной валюты описали экономисты Deutsche Bank (крупнейший валютный трейдер на мировом рынке). Это вариант на случай отказа греческого правительства от обязательств перед кредиторами, объяснил Томас Мэйер, главный экономист франкфуртского офиса банка в аналитической записке для инвесторов.
Греция получала финансовую помощь «европейской тройки» — Центробанка Европы, Евросоюза и Международного валютного фонда. Условием экстренного кредитования было обязательство Греции провести комплекс реформ в экономике, в частности, срезать государственные расходы. Первый пакет на 110 млрд евро «тройка» одобрила осенью 2010 года, в октябре 2011 года был предварительно одобрен второй пакет на 130 млрд евро, но сейчас программа поддержки греческой финансовой системы приостановлена
Если на следующих выборах в июне левая партия СИРИЗА, как показывают опросы, получит большинство в парламенте, перспектива пересмотра соглашений с кредиторами станет реальной. Лидер партии Алексис Ципрас не поддерживает выход из еврозоны, но его партия выступает за отказ от обязательств, взятых Грецией в обмен на финансовую помощь ЕС и МВФ.
До выхода страны из еврозоны все равно не дойдет, уверены в Deutsche Bank: Это, по мнению экономистов, угрожает «широкомасштабным дефолтом и коллапсом банковской системы, которые могут спровоцировать экономическую, социальную и политическую катастрофу».
Более вероятен выборочный дефолт, считает Мейер. Правительство постарается хотя бы частично обслуживать внешний долг и выделять помощь банковскому сектору, но денег на расходы госсектора в этом случае не будет.
Альтернативная валюта (Мейер назвал ее geuro, объединив Greece — Греция — и euro, официальное название единой европейской валюты) помогла бы стране сбалансировать бюджет без финансовой поддержки «тройки» международных кредиторов и остаться в зоне единой валюты, пишут экономисты Deutsche Bank, добавляя, что такой сценарий формально позволяет отказаться от программы сокращения госрасходов. Для выплаты зарплат госслужащим и оплаты по госконтрактам можно использовать псевдовалюту.
По форме это перепродаваемые долговые обязательства правительства Греции. В условиях дефицита настоящих евро, они могут получить широкое распространение и выполнять функции валюты, отмечает Майер.
Иностранные кредиторы, конечно, не поверят в эквивалентность гевро и настоящих евро, но будут готовы принимать квазивалюту с дисконтом, который Мейер оценивает в 50%. «Геврономика», по его словам, позволила бы Греции фактически провести девальвацию валюты, не выходя из еврозоны. Конкурентоспособность экспорта в такой ситуации резко вырастет, а импорт станет вдвое дороже и сократится. Соответственно, увеличатся доходы, номинированные в евро.
«На мой взгляд, появление такой параллельной валюты является наиболее вероятным решением проблемы греческой задолженности», — заметил Майер. И у Греции останется возможность вернуться в зону евро, если правительство будет проводить структурные реформы.
Вводить гевро есть смысл только в случае девальвации относительно евро минимум, в 2 раза, согласен директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин.
Слабым местом сценария остается банковская система, признают в Deutsche Bank. Финансовые организации окончательно потеряют возможность привлекать деньги. Вклады, номинированные в евро, будут закрыты, деньги уйдут из страны. Рецепт Мейера на этот случай радикален — передать контроль над греческими банками финансовым властям Европы.
Пока банковская система Греции поддерживается экстренными вливаниями ликвидности на общую сумму в 100 млрд евро по программе «экстренного предоставления ликвидности» (emergency liquidity assistance, ELA) европейского ЦБ.
Другой риск — популизм греческого правительства, которое может компенсировать переход на псевдовалюту резким повышением зарплат в госсекторе. Это спровоцировало бы стремительный рост цен. Гарантий от этого нет, признает Мейер, но надеется, что непопулярность гевро будет иметь обратный эффект — «греки наведут порядок у себя дома, чтобы быстрее вернуться от гевро к более реальным вещам».
«Введение параллельной валюты может решить проблему денег, как средства платежа в местном масштабе, но это подорвет денежное обращение, вымывая «хорошие деньги», и в итоге неизбежна денежная реформа», — говорит старший аналитик по долговым инструментам «Уралсиба» Антон Табах.
Риск еще больше, не скрывают экономисты Deutsche Bank: Ошибки в управлении процессом могут привести к тому, что паника разрушит и новую псевдовалютную систему, и значительную часть еврозоны.
Петр КАНАЕВ, Рустем ФАЛЯХОВ