Все меньше экспертов придерживаются мнения, что европейский валютный союз сохранит единство. «Сегодня сценарий сохранения единства зоны мы считаем менее вероятным, чем ее распад», — говорит директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России Ксения Юдаева. По ее мнению, текущая ситуация предвещает ранний распад еврозоны и беспорядочный дефолт периферийных стран.
В подготовленном аналитиками Сбербанка обзоре «Перспективы развития ситуации в еврозоне и последствия для России» рассмотрены два возможных сценария дальнейшего развития ситуации: поздний дефолт и ранний дефолт. Под «ранним» аналитики подразумевают дефолт Греции и выход ее из еврозоны до конца 2012 года. Скорее всего, он будет развиваться как беспорядочный, то есть внезапный и несогласованный с ЕС, а также с вероятным и слабо контролируемым распространением его негативных последствий на другие страны, отмечает главный аналитик ЦМИ Андрей Синяков.
Спровоцировать выход из зоны евро какой-либо страны могут три причины (триггера): невыполнение нормативов тройки кредиторов, растущие доходности по выпускаемому госдолгу и углубление банковского кризиса. Первый наиболее опасен для Греции и Португалии, срабатывание второго можно ожидать в Испании, а в перспективе — и в Португалии и Ирландии, а третий может реализоваться во всех странах. Учитывая, что Греция грозится отказаться от бюджетной экономии, в Испании зашкаливают доходности по гособлигациям, а рейтинговые агентства предрекают банковский кризис, до реализации наихудшего сценария осталось не так долго. По прогнозам аналитиков, он будет развиваться так:
— Греция нарушит нормативы МВФ по дефицитам и уровню госдолга, причем это могут показать данные уже за первые два квартала 2012.
— МВФ потребует следовать по пути жесткой экономии, что приведет к усилению массового недовольства проводимыми реформами. Это недовольство уже вылилось в неспособность сформировать коалицию в парламенте Греции и назначить премьер-министра.
— Затем МВФ откажет в выделении очередного транша помощи после нарушения Грецией нормативов. Произойти этот отказ может уже летом-осенью 2012 года.
— У Греции не окажется денег для расчетов по долгу и оплаты запланированных социальных расходов. Ожидания дефолта автоматически закроют перед Грецией возможность прибегнуть к рыночному рефинансированию, а население, предвкушая близость дефолта и девальвации, начнет «набег на банки». Процесс изъятия депозитов в Греции уже набирает обороты: за месяц депозиты населения и предприятий сократились на 3%.
— Рынки переключат свое внимание на другие страны с нарушениями нормативов МВФ (например, Португалию и Ирландию), а также на страны с потенциальными проблемами (Испанию). Стоимость их долга резко упадет.
— Италия и Испания не успеют приступить к реализации структурных реформ и реструктурируют государственные долги не позднее, чем в 2013 году. Ситуацию может ухудшить банковский кризис, и на его фоне эти страны покинут еврозону.
— Далее кризис распространится на Францию и Бельгию, которые также будут вынуждены прибегнуть к реструктуризации долга.
Поздний дефолт отличается от предыдущего тем, что Греция в ближайшие полгода-год останется верна плану реформирования, разработанному «тройкой». Общее развитие событий в случае позднего распада такое же как и в предыдущем варианте. Разница лишь в том, что «тройка» будет продолжать оказывать помощь Греции, несмотря на регулярные нарушение нормативов. Однако после выборов осенью 2013 года Германия все же откажет в предоставлении очередного транша. Если ЕС сосредоточится на помощи Португалии, Испании, Ирландии и Италии, то можно ожидать согласованного и пошагового выхода Греции.
Ближайшая и единственная, по мнению аналитиков ЦМИ, возможность перенаправить развитие событий в еврозоне из русла «скорого» распада в русло «позднего» распада возникнет в середине июня, когда в Греции пройдут выборы нового парламента. Именно тогда греки сделают свой окончательный выбор в пользу/против еврозоны, не исключено также, что в итоге Греции все-таки удастся остаться в еврозоне. «Если кризис зону евро не убьет, то он выведет ее на небывалые высоты, — замечает Юдаева. — Во-первых, в зоне появятся общие институты, как в США, которые будут оказывать поддержку всем странам. Во-вторых, проведенные в рамках кризиса структурные реформы повысят конкурентоспособность экономик. Напомню опыт Германии: в 90-х годах, до реформ, ничто не предвещало такого расцвета страны через пару десятилетий».
Тем не менее, всерьез хорошие варианты эксперты Сбербанка не рассматривают. Дело в том, что периферия еврозоны и сама заинтересована в дефолте по своим обязательствам, как только она выйдет на первичный профицит бюджета. Просто в этом случае его легче пережить, чем обращаться к рыночному рефинансированию и дальше залезать в долги. Стимулы к дефолту, по оценке Юдаевой, возникнут у Португалии в 2012 году, у Греции, при выполнении требуемых кредиторами мер экономии, — в 2013 году.
Что капитуляция стран еврозоны сулит России? Во-первых, распад валютного союза уменьшит спрос на российский экспорт традиционных сырьевых товаров, так как на Европу приходится 52% нашего экспорта и 42% импорта. Во-вторых, снизится спрос на импорт и в-третьих, цены на нефть могут опуститься до уровня $80—85 за баррель сорта Brent. По мнению экспертов, все это не приведет к существенному ухудшению внешнеторгового баланса, и счет текущих операций составит $100 млрд в течение года после кризиса. Однако отток капитала может составить $95 млрд в год после кризиса, что создаст давление на курс рубля. Экономический рост замедлится, по крайней мере, до 2%. При наихудшем сценарии беспорядочного дефолта в еврозоне в России случится краткосрочный финансово-экономический кризис:
— ВВП сократится на 2,1%;
— безработица вырастет с 6,5% до 7,3%;
— рубль ослабнет к корзине валют с 35 до 39 рублей;
— инвестиции в основной капитал упадут на 5,4%.
Приведенные данные Юдаева сравнила с землетрясением. «Если вы живете в сейсмически опасной зоне, то нужно строить более подходящие дома», — ответила она на вопрос о том, как защититься от негативных последствий. Однако Банк России сейсмогенность финансовой ситуации оценивает как умеренную и не предвидит второй волны кризиса. По мнению первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, которое он высказал в кулуарах форума «ВТБ Капитала», кризисы будут локальные. «Вероятность локальных кризисов — суверенного долга, фондовых рынков, того или иного региона — весьма высока. Но ожидать чего-либо сходного с тем, что было в 2008-м, такой глубины падения, я не могу и не вижу такой перспективы», — передает его слова РИА «Новости». Он отказался оценивать риски выхода Греции из еврозоны, но при этом признал, что они существуют.
Екатерина МЕТЕЛИЦА