С момента, когда президент Владимир Путин наконец-то объявил состав нового правительства, индекс ММВБ вырос на 2%. Таким образом, пока инвесторы встречают новости с надеждой на лучшее. Умеренно оптимистичный настрой поддерживают и глобальные, и российские инвестиционные банки.
Как отмечают эксперты Goldman Sachs, в новый кабинет вошли наиболее либеральные и реформаторски настроенные министры за последнее время. Для нового состава характерен поколенческий сдвиг: средний возраст министров — 47 лет, и далеко не все из членов кабинета имеют опыт профессиональной работы в СССР. А учитывая, что из 29 назначенных министров 21 не работали в правительстве еще год назад, то это одно из наиболее радикальных изменений за историю России. Оптимизм у экспертов вызывают в основном три фигуры — Игоря Шувалова, Антона Силуанова и Аркадия Дворковича.
Именно укрепление позиций бывшего помощника президента Аркадия Дворковича и стало для инвесторов главным приятным сюрпризом. Теперь он назначен вице-премьером и будет курировать весь реальный сектор экономики. «Дворкович, по меньшей мере, получит, часть полномочий Игоря Сечина и сможет улучшить корпоративное управление в госкомпаниях. Его присутствие в правительстве также должно укрепить уверенность инвесторов в дальнейшей либерализации российской экономики», — указывает макроэкономист Credit Suisse Алексей Погорелов.
Как пишет BFM.Ru, что касается министров с опытом работы в правительстве предыдущего состава, то в самом выгодном положении, по мнению аналитиков, оказался первый вице-премьер Игорь Шувалов, который теперь фактически занимает третью позицию в иерархии исполнительной власти страны.
«В предыдущем правительстве Шувалову приходилось конкурировать с Кудриным и Набиуллиной, а в новом у него вряд ли есть такие сильные конкуренты. Вероятно, если премьер Дмитрий Медведев будет и в будущем замещать Путина в международных или внутренних поездках, то Шувалов де-факто будет играть роль премьер-министра», — допускает главный экономист Наталья Орлова.
Впрочем, несмотря на присутствие в правительстве людей с либеральными взглядами, резких радикальных реформ все же ждать не стоит. Власти будут по-прежнему придерживаться осторожной политики, направленной на поддержание макроэкономической стабильности, прогнозирует экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
Некой гарантией стабильности стало сохранение портфеля министра финансов за Антоном Силуановым. Эксперты сходятся во мнении, что это является сигналом для инвесторов о продолжении взвешенной фискальной политики. Еще одним подтверждение этого они считают назначение Андрея Белоусова на пост главы Минэкономразвития.
«В первом указе президента «О долгосрочной государственной экономической политике» наиболее конкретно были прописаны места о стимулировании малого и среднего бизнеса. Скорее всего, правительство займется развитием именно этих идей в ближайшее время», — считает Антон Струченевский. По его словам, первые реформы, вероятно, будут связаны со снижением бюрократического и административного давления на малый и средний бизнес, представители которого и составляют основу среднего класса.
На отсутствие перспектив для радикальных реформ указывает и ситуация вокруг приватизации крупнейших энергетических компаний. Вчера стало известно, что президент Владимир Путин подписал указ о включении по одной акции «Роснефти», ФСК, «Холдинга МРСК», «РусГидро» и «Системного оператора» в список стратегических предприятий. «Включение этих долей в список стратегических означает, что они не подлежат приватизации», — пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
То, что состав правительства долго согласовывался, говорит не только о поиске компромиссных фигур, но и о спорах о будущей роли премьер-министра и его команды. Вероятно, власти не ожидали столь продолжительных общественных протестов, поэтому и цели будущего правительства, и потенциальные исполнители могли меняться в процессе формирования кабинета, считает главный экономист BNP Paribas в России и СНГ Юлия Цепляева.
«Центром принятия решений по-прежнему останется президент. Но поскольку Владимир Путин забрал в свою администрацию всю прошлую команду, то система принятия решений от этого стала только сложнее. В результате, правительству и администрации придется либо долго искать компромиссы, либо ждать прямого указания президента», — считает Цепляева.
Дмитрий ЛАНИН