К новой волне кризиса Россия подходит еще менее подготовленной, чем в 2008 году, подсчитали эксперты. Критикуя «дежурный оптимизм» ЦБ, который уверяет, что страна находится в более выигрышной ситуации, чем четыре года назад, экономисты прогнозируют, что в случае финансовой ямы Резервного фонда не хватит даже на год, а правительство не сможет потянуть все свои социальные обещания.
Последние две недели преподнесли неприятный сюрприз экономистам во всем мире. Сначала политический коллапс с Грецией поставил под вопрос ее дальнейшее нахождение в зоне евро, а затем агентство Moodys снизило рейтинги сразу 16 испанским банкам, что привело к снижению фондовых индексов по всему миру.
Сильнее всего на изменения отреагировали развивающиеся рынки. Впрочем, выступая на правительственном часе в Госдуме, глава ЦБ Сергей Игнатьев призвал не волноваться и отметил, что сейчас Россия лучше готова к кризису, чем четыре года назад.
Эксперты из Центра развития НИУ ВШЭ сравнили ситуацию в российской экономике в первом квартале 2012 года с состоянием по итогам первого квартала 2008 года и выяснили, что сейчас экономика, напротив, чувствует себя менее устойчиво. Хотя ситуация с внешним долгом выглядит лучше, а рост банковского кредитования опирается на финансирование со стороны ЦБ, а не депозитов или внешних заимствований (как было в 2008 году), расслабляться не стоит, пишут эксперты НИУ ВШЭ в обзоре «Новый кризис, государство, бизнес». В апреле отток капитала составил 7 млрд долл., и в мае этот процесс может продолжиться. «В этой ситуации более чем странно выглядел дежурный оптимизм главы ЦБ», — считают в НИУ ВШЭ.
По мнению экспертов, тезис о «готовности к кризису» не подтверждается усиливающейся зависимостью от цен на нефть. «Значение нефтегазового дефицита устойчиво держится на уровне около 10% ВВП и с учетом принятых обязательств не может быть сокращено в ближайшие годы», — уверена директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.
Даже при умеренном снижении цен до 80 долл./барр. имеющийся объем Резервного фонда не позволит продержаться российской экономике хотя бы год, а выполнение всех обязательств бюджета возможно только при ежегодном росте цен на нефть на 8—9 долл./барр.
Дополнительная причина для беспокойства — увеличение вклада выплат из бюджета в формирование доходов населения и потребительского спроса. «Разгон темпов роста кредитования населения выше отметки 40% (за последние 12 месяцев) заставляет задуматься о новом перегреве как минимум потребительского оптимизма», — предупреждают в НИУ ВШЭ.
По мнению экспертов, ситуацию усугубляет и рост несоответствия декларируемых целей правительства его реальным возможностям. «Чтобы реализовать грандиозные планы, государству необходимы грандиозные средства. Привлечь их можно только через улучшение инвестиционного климата, однако сигналы инвесторам подаются совершенно противоположные», — скептичны они, приводя в качестве аргумента статистику: масштабы оттока капитала за последний год стали сопоставимы с масштабами оттока капитала в самые кризисные кварталы 2008—2009 годов и вдвое превысили приток, наблюдавшийся четыре года назад.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, новый мировой кризис действительно не за горами. «Рецессия в Европе началась, и события в Греции говорят о том, что она будет глубже, затронет другие страны более глубоко и, к сожалению, может вылиться в новый мировой кризис», — заявил он вчера. Об ожидании властями кризиса говорит и создание межведомственного совета по финансовой стабильности. По сведениям РБК daily, новый орган должен появиться уже к середине августа. «Это лишнее свидетельство того, что, несмотря на то что чиновники пытаются «заговорить кризис», они понимают, что необходимо
«В 2008 году бюджет балансировался при цене 57,5 долл./барр., а сейчас остается дефицит при 120 долл./барр.», — добавляет еще один аргумент к исследованию НИУ ВШЭ
«Нынешнюю ситуацию нельзя сравнивать с предкризисным временем», — не согласен ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. «Здесь уместен не формальный (количественный) счет, а управленческий. И поскольку сейчас у нас накоплен опыт, разработаны правила кризисного управления, то готовы к кризису мы сейчас лучше», — приводит он аргументы.
По словам
Анастасия ЛИТВИНОВА, Анна РЕЗНИКОВА