Банкиры снова и снова возвращаются к идее безотзывного вклада. Группа депутатов подготовила изменения в Гражданский кодекс РФ и в закон «О банках и банковской деятельности». Авторы поправок настаивают, что владелец «безотзывного» вклада сможет получить деньги до истечения срока договора только через суд, доказав, что у него случился форс-мажор, родственники умерли и жить не на что.
В мировой практике такой жесткий вариант «безотзывного» вклада нигде не принят. Достаточно вспомнить кризис Аргентины, где вся банковская система была сметена за один день, как только запретили изымать вклады. Так зачем же российскому рынку изобретать велосипед, когда на многих рынках функции длительных срочных сбережений успешно реализуются с помощью депозитных сертификатов?
Ликвидность для банка и проценты для вкладчика?
Уже более двух лет на самых разных уровнях обсуждается вопрос о введении безотзывных депозитов. Лоббисты объясняют свою активность в этом направлении двумя причинами.
Банкам необходимо управлять ликвидностью, это первая причина. В России любой существующий депозитный счет, по сути, является счетом до востребования, и банку совершенно непонятно, в какой момент клиент захочет снять свои деньги. Учитывая, что привлеченные средства банк направляет на кредитование других клиентов, что процентная ставка может меняться, а банк уже выдал кредиты на определенный срок при некой фиксированной ставке, у банка возникает как минимум процентный риск.
Во всем мире процентные риски регулируются процентными деривативами, однако в российской практике они отсутствуют.
Ситуация для банка может обостряться, когда в преддверии кризиса или при возникновении паники на «ровном месте» возникает эффект заражения — вкладчики, не разбираясь в финансовом положении конкретного банка, в массовом порядке изымают вклады, как это было летом 2004 года. Причем тогда доверие к банковской системе было восстановлено только после заявления Банка России о гарантировании 100 000 рублей и о форсированном формировании системы страхования вкладов
Второй причиной формирования безотзывных вкладов обычно называют удобство для вкладчиков. Если вкладчик точно знает, что деньги ему не потребуются на определенный срок, то он сможет размесить средства на длинный «безотзывный» депозит и получить большую процентную ставку, чем по обычному срочном вкладу. Банк, объясняют сторонники идеи, может выставить большую доходность по «безотзывным» вкладам, поскольку будет нести меньшие риски.
В целом рассуждения верные: банку действительно необходимо управлять риском ликвидности и процентным риском, а население в поисках повышенной доходности несет деньги не в банк, а во всякие мутные финансовые организации, «пирамиды» и прочее. Однако попытки решить эти проблемы в настоящий момент во многом напоминают изобретение велосипеда. И надо сказать, что получающийся агрегат очень неудобен и даже травматичен как для банков, так и для клиентов-вкладчиков.
Противники идеи «безотзывных» вкладов, особенно в ее сегодняшнем виде — с возможностью досрочного изъятия только через суд, справедливо указывают на крайнюю непопулярность у клиентов самой формулировки «безотзывный вклад». Кто же понесет в банк деньги, если их нельзя забрать? Вряд ли мы увидим и повышенный процент по «безотзывным» вкладам, скорее всего банки просто снизят проценты по обычным срочным вкладам, и клиенты ничего не выиграют.
Но не выиграют и банки, потому что от системного кризиса данные инновации не защитят — от системного кризиса вообще ничто не защитит, даже система страхования вкладов не рассчитана на такую защиту. От форс-мажорных обстоятельств клиента она тоже не защитит. Наоборот, если у клиента неприятности, следует отдать ему деньги и всюду раструбить, какой хороший банк. Тогда от чего защищает банки «безотзывный» вклад? От процентной конкуренции с коллегами? Не слишком ли дорогой ценой — по сути, уроном репутации — достигается такая неочевидная защита?
Checking, Saving и CD
Запретительные, заградительные меры неэффективны, и именно поэтому в мировой практике разработаны экономические механизмы регулирования данных проблем. В этом смысле интересен пример США — страны с наиболее развитым финансовым рынком.
Во-первых, в США действует совершенно иная система депозитов. Открывая счет в любом банке, клиент всегда получает как минимум два счета: Checking и Saving. С первого счета клиент расплачивается за все покупки, но по счету Checking не начисляются проценты на остаток. Второй счет -Saving служит для краткосрочных сбережений, получения некоторого дохода.
Владелец счетов сам управляет соотношением средств на обоих счетах. Нужно больше денег на покупки — перебрасывает их с Saving на Checking. Деньги сейчас не нужны — делает наоборот. При этом американцы твердо помнят несколько простых правил. Если клиент попадает в овердрафт по Checking (допускает перерасход), то выплачивает банку штраф, даже в том случае, если у него есть деньги на Saving. Но если какая-либо сумма переведена с Saving на Checking, то на переходящий остаток по Saving будут начислены полноценные проценты. Перевод денег с одного счета на другой в пределах одного банка всегда бесплатный.
Помимо данных счетов у клиента может быть счет по кредитной карте, связанный с текущими счетами либо не связанный.
Существование подобных счетов очень удобно для клиентов, что увеличивает относительно дешевую ресурсную базу для банка. В случае, если клиент хочет получать более высокую процентную ставку на свой депозит, он прибегает к услуге СD или депозитного сертификата.
Доход без риска
Депозитный сертификат покупается на определенный срок, обычно от трех месяцев до пяти лет. По истечении данного срока клиент имеет право продлить сертификат. В течение срока действия депозитного сертификата клиент получает, как правило, фиксированную процентную ставку, хотя в ряде случаев она может быть привязана к какому-либо индексу, к примеру фондовому.
Доход по сертификату может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально или в конце периода — в зависимости от условий договора. Если клиент желает досрочно погасить сертификат, то в этом случае он не получает заранее оговоренного дохода, хотя и вовсе бесплатно банк клиентскими деньгами пользоваться не может.
Чем привлекателен такой сертификат для вкладчика? Клиент получает чуть большую доходность, чем он получил бы, покупая государственные ценные бумаги (T-Bills), поскольку в этом случае для клиента возникает риск дефолта банка. В то же время депозитные сертификаты до 100 тыс. долларов США подпадают под американскую систему страхования вкладов, поэтому риск минимален. По сертификатам свыше 100 тыс. долларов, которые называются Jumbo, выплачивается еще более высокий доход, однако сумма выше страхового лимита не страхуется.
При ценообразовании на депозитные сертификаты существуют простые правила:
— чем больше сумма, тем больше выплачиваемый процент;
— чем больше срок, тем больше процент;
— чем меньше банк, тем больше процентная ставка.
Проценты по сертификатам физических лиц выше, чем по сертификатам юридических лиц.
Эти условия в приложении к трем действующим видам депозитных сертификатов позволяют участникам рынка сбережений гибко управлять процентными рисками банка и самого вкладчика.
Сертификаты бывают обычными, что описано выше, с правом выкупа (Collable CDs) и брокерские (Brokered CDs).
Сертификаты с правом выкупа банком применяются для управления процентным риском банка. Предположим, банк продал сертификат с высокой ставкой, а потом ставки на рынке пошли вниз, и платить такой высокий доход банку уже совсем невыгодно. В данной ситуации банк имеет право выкупить у клиента сертификат Collable в заранее оговоренный период. Получается, банк сам решает, что для него выгоднее — платить по сертификату или выкупить его. Однако чтобы для клиентов сохранялась привлекательность данного вида депозитов, по сертификатам с правом выкупа банки выплачивают более высокие процентные ставки и некоторую премию в момент выкупа.
Под брокерскими сертификатами понимаются не индивидуальные сертификаты, приобретенные конкретным лицом, а сертификаты, принадлежащие группе лиц и управляемые от их имени брокером. В этом случае каждый владелец может владеть частью сертификата, и если она окажется в сумме менее 100 тыс. долларов, то вложение клиента будет целиком застраховано. Брокерский сертификат позволяет управлять рисками вкладчика в том смысле, что при досрочном погашении своей доли сертификата, то есть при досрочном изъятии денег, клиент не платит штраф. Ведь процентный риск для банка при изъятии небольшой части коллективного депозита совсем невелик, и депозитный брокер решает проблему, перепродавая данную долю.
В заключение следует сказать, что данная система формировалась в США не одно десятилетие. Ее отличительной особенностью является гибкость, которая позволяет банкам решать проблему управления ликвидностью путем установления понятной системы процентных ставок, режимов ведения счетов. В то же время клиенты всегда могут выбрать необходимую им форму депозита и вовремя прервать договор, заранее представляя себе грядущие последствия и не прибегая к судебной защите.
Василий СОЛОДКОВ, профессор, директор Банковского института Высшей школы экономики