Власти Москвы нашли способ реанимировать ЗИЛ. С помощью Сбербанка на заводе будет запущено производство 100 тыс. машин в год. Основной объем придется на легкие коммерческие автомобили (LCV) Fiat. Сборку LCV, автобусов и среднетоннажных грузовиков на ЗИЛе могут также запустить Renault и Hyundai. Но автомобильный проект Сбербанка и Москвы не ограничится ЗИЛом. В СП сторон войдут черкесский Derways и латвийский AMO Plant, которые увеличат его мощность до 150 тыс. машин в год. Развивать производство партнеры планируют на условиях промсборки, выкупив одно из спящих соглашений.
Мэр Москвы Сергей Собянин и глава Сбербанка Герман Греф в пятницу подписали соглашение о намерениях «по совместной реализации проекта организации производства легковых коммерческих автомобилей и автобусов» на ОАМО ЗИЛ. Соглашение предполагает создание СП ООО «МосавтоЗИЛ», где Сбербанк получит 51%, Москва — 49%. СП будет заключать с автоконцернами соглашения о контрактной сборке на ЗИЛе. Мощность производства составит до 150 тыс. автомобилей в год. Проект должен быть реализован к 2017 году, на полную мощность производство выйдет в 2019 году. Общий объем инвестиций — 12 млрд руб.: половину составит денежный и имущественный вклад сторон в уставный капитал СП, еще 6 млрд руб. Сбербанк выдаст в кредит.
Основным вкладом правительства Москвы станет 64,7% акций ЗИЛа. «Также город внесет в СП свой пакет завода АМО Plant», — сообщил «Ъ» гендиректор МосавтоЗИЛа Игорь Кульган. Москве принадлежит 92,6% акций АМО Plant, расположенного в латвийской Елгаве.
Строительство завода поддерживал Юрий Лужков, предприятие было запущено в 2010 году, на нем производятся городские автобусы и коммунальная техника, но объем выпуска в 2011 году не превысил несколько сотен машин. Власти Москвы неоднократно заявляли о намерении продать непрофильный актив: весной Российский аукционный дом объявил, что торги пройдут в июне, стартовая цена пакета была определена на уровне 782 млн руб. «Но было принято решение отдать завод новому СП, чтобы уравновесить вклад Сбербанка»,— уточняет источник «Ъ», знакомый с ситуацией.
Сбербанк внесет в СП акции автозавода Derways в Карачаево-Черкесии. Сейчас дочерняя компания банка «Сбербанк Капитал» владеет 51% акций предприятия, она получила их в 2010 году в обмен на кредит 1 млрд руб. В пятницу директор управления банка по работе с проблемными активами Светлана Сагайдак уточнила «Ъ», что «окончательная сумма денежных вложений обеих сторон будет определена после завершения оценки имущественных активов». При этом к 2019 году Сбербанк рассчитывает продать свою долю в СП.
По данным источника «Ъ» на рынке, СП будет работать в рамках соглашения о промсборке. Поскольку с лета 2011 года Минэкономики не подписывает новых соглашений, СП выкупит одно из спящих. По словам собеседника «Ъ», переговоры о покупке соглашения сейчас ведутся с компанией «Химэкс», которая планировала запустить сборку LCV и среднетоннажных грузовиков в Ставропольском крае, но проект был заморожен
По словам Игоря Кульгана, начальный этап финансирования проекта уже открыт. «Это деньги от правительства Москвы и Сбербанка, которые поступают в качестве займов, а впоследствии они будут конвертированы в капитал СП»,— уточнил господин Кульган. На заводе будут созданы новые производственные мощности по окраске и сварке, штамповка будет запущена на основе уже существующего российско-японского СП ААТ, которое на площадках ЗИЛа осуществляет штамповку для завода Renault в Москве. «Вопрос о том, будет ли запущена одна сборочная линия или две, еще рассматривается, это зависит от спецификации производства и количества автопроизводителей, с которыми будут подписаны соглашения о контактной сборке»,— уточнил господин Кульган.
По словам Светланы Сагайдак, «предположительно свои производства на ЗИЛе запустят Fiat, Renault и Hyundai, кроме того, сейчас переговоры ведутся еще с несколькими производителями». Спецификация будет достаточно широкая, от LCV до среднетоннажных грузовиков, добавляет Игорь Кульган. Он уточнил, что проектная мощность непосредственно ЗИЛа должна составить 100 тыс. машин в год, остальные 50 тыс. будут собираться на Derways. Производство на ЗИЛе стартует уже в первом квартале 2013 года. «На начальной стадии это будет крупноузловая сборка моделей альянса Fiat-Chrysler»,— сказал Игорь Кульган. Она будет происходить до конца 2014 года, пока под Петербургом не будет запущен завод Fiat по производству внедорожников мощностью 140 тыс. машин в год, строительство которого тоже финансирует Сбербанк. «К концу 2014 года на ЗИЛе будет запущено производство LCV, например Fiat Ducato»,— уточняет господин Кульган. Начальная мощность производства LCV в 2015 году составит 40 тыс. машин.
Господин Кульган отметил, что «юридически обязывающие соглашения» ни с Fiat, ни с Renault пока не подписаны, но «у сторон есть принципиальное понимание по модельному ряду и процессу производства», а соглашение о намерениях, подписанное в пятницу, «является ключевым, чтобы выйти на финальную стадию переговоров с автоконцернами». При этом «меньше всего ясности» с линейкой производства Hyundai, поскольку компания осуществляет сборку LCV, среднетоннажных грузовиков и автобусов на мощностях ТагАЗа. Господин Кульган не уточнил, будет ли Hyundai переводить сборку этих моделей на ЗИЛ, но сказал, «что такой вариант был бы логичен». Связаться с представителями Fiat и Hyundai в выходные не удалось. В Renault сообщили «Ъ», что «окончательное решение о том, где будут выпускаться LCV, в России еще не принято», ЗИЛ рассматривается как один из возможных вариантов.
Derways, мощность которого составляет 120 тыс. машин в год, в рамках СП будет специализироваться на легковых автомобилях. «Конкретные модели будут определены после анализа рынка, но например, это могут быть Fiat Albea и Linea»,— пояснил Игорь Кульган. Он также добавил, что на Derways рассматривается возможность организации сборки машин малайзийской марки Proton.
Создание нового СП решает две проблемы: с одной стороны, Fiat, финансовым партнером которого стал Сбербанк, обеспечивается дополнительными мощностями, с другой — создается новый автомобилестроительный холдинг, объединяющий проблемные активы Сбербанка и правительства Москвы, отмечает Михаил Пак из «Атона». По его мнению, запуск масштабного производства на ЗИЛе, который расположен практически в центре Москвы, «чреват для автопроизводителей проблемами с логистикой и достаточно высокими затратами на оплату труда». Но при этом они могут рассчитывать на «стабильные и крупные заказы на коммерческие автомобили со стороны правительства Москвы». По мнению аналитика, на первом этапе Fiat запустит на ЗИЛе сборку Jeep, а затем перейдет на производство LCV Ducato, Renault может сфокусироваться на сборке модели Master, Hyundai может перенести с ТагАЗа производство LCV Porter, среднетоннажного грузовика HD 500 и микроавтобуса Country.
Егор ПОПОВ