Швейцарские власти раздумывают о введении ограничений на приток иностранного капитала, чтобы не допустить укрепления курса франка. На фоне всеобщих страхов относительно возможного выхода Греции из еврозоны и эффекта домино, который он может спровоцировать, международные инвесторы снова устремились в Швейцарию в поисках тихой гавани.
В прошлом году правительство и Национальный банк Швейцарии создали совместную комиссию, которая, как сказал председатель ЦБ Томас Йордан в интервью газете SonntagsZeitung, «в основном занимается разработкой мер по недопущению укрепления франка». Одной из таких мер, по его словам, «может быть контроль за движением капитала либо меры, которые напрямую влияют на приток капитала в Швейцарию». Страна также должна быть готова к распаду еврозоны, хотя сам он не ожидает, что это произойдет, сказал Йордан.
Возможное введение ограничений на движение капитала — не первая мера, которую швейцарские власти принимают, чтобы остановить укрепление курса франка, происходящее в результате массового притока денег в страну и бьющее по национальным экспортерам. В 2009—2010 гг. ЦБ скупал евро. Летом 2011 г. курс франка почти достиг паритета с евро, и 6 сентября ЦБ установил границу в 1,2 франка за евро. С тех пор курс держится около этого уровня, хотя в апреле на короткое время переходил его; но это, как отмечает The Wall Street Journal, объясняется несколькими сделками между банками, которые не работали напрямую с ЦБ.
Сегодня франк торгуется по 1,2027/евро.
«Комментарии Йордана можно рассматривать как признак того, что даже ЦБ Швейцарии беспокоится, способен ли он удерживать отметку в 1,2 франка/евро в случае серьезной эскалации кризиса», — говорится в сегодняшнем отчете Питера Кинселлы, старшего валютного стратега Commerzbank в Лондоне. Впрочем, отмечает Кинселла, пока это только планы на случай возможного обострения ситуации.
«В последние несколько недель ситуация ухудшилась и стала гораздо более неопределенной. Одновременно мы наблюдаем значительное повышательное давление на курс франка. Инвесторы ищут безопасное убежище, и для многих франк является таковым», — сказал Йордан SonntagsZeitung.
Швейцария не использовала ограничений на движение капитала с 1970-х гг. (тогда же до сентября прошлого года в последний раз применялось ограничение на изменение курса франка). Четыре десятилетия назад страна запретила иностранные инвестиции в швейцарские ценные бумаги и недвижимость и ввела отрицательные процентные ставки по банковским депозитам для иностранцев. Эти меры, впрочем, не предотвратили укрепления франка, которое остановилось только после того, как ЦБ временно привязал его к курсу немецкой марки.
Развитые страны традиционно не ограничивают движение капитала, к таким мерам обычно прибегают страны развивающиеся. Но в последние годы
А Всемирный банк был готов согласиться на введение ограничений на приток капитала азиатскими странами в конце 2010 г., после того как ФРС США начала второй раунд количественного смягчения на $600 млрд. Представители развивающихся стран тогда опасались, что избыток денег придет на их рынки, надув спекулятивные пузыри. Но ограничения на приток капитала должны быть целенаправленными, временными и решать конкретные проблемы, заявила в ноябре 2010 г. управляющий директор ВБ по Азиатско-Тихоокеанскому и Латиноамериканскому регионам Сри Муляни Индравати. Бразилия тогда ввела налог на иностранные инвестиции в свои облигации.
Михаил ОВЕРЧЕНКО