Министерство финансов ожидает сокращения доходов бюджета в ближайшие семь лет, но все равно планирует в 2015 году избавиться от дефицита. Экономить предлагается в основном за счет расходов на оборонно-промышленный комплекс и пенсионную систему.
У Минфина появились опасения, что доходы казны снизятся по сравнению с утвержденными в законе о бюджете на 2012—2014 годы параметрами: в 2013 году там будет на 310,5 млрд руб. или 0,8% ВВП меньше, в 2014 году — на 449,6 млрд руб. (0,9% ВВП). Кроме того, на реализацию предвыборных социальных обещаний Путина в 2013—2020 годах потребуется около 3,5 трлн руб. Таким образом недостаток ресурсов по объемам расходных обязательств составляет в 2013 году 146,4 млрд руб., в 2014-м — 632,3 млрд руб., в 2015 году — 1,2 трлн рублей.
Тем не менее ведомство Антона Силуанова предлагает сохранить размер дефицита федерального бюджета в 2013 и 2014 годах на уровне 1,6% ВВП и 0,7% ВВП соответственно, а в 2015 году выйти на нулевой баланс. Главная цель оптимизации расходов — сохранение макроэкономической стабильности. Для этого Минфин предлагает сократить расходы бюджета на объем снижения доходов. Новые расчеты финансового ведомства содержатся в письме в правительство, которое в понедельник опубликовало агентство Интерфакс.
О способах оптимизации бюджетных расходов вчера говорили на совещании в кабинете министров. В качестве инструментов могут быть использованы госпрограммы, над которыми министерства будут работать в течение всего года. Планируется сформировать 41 госпрограмму. Ранее президент Владимир Путин заявил, что нужно сделать все, чтобы бюджет 2014 года верстался уже по программно-целевому принципу.
В 2015 году Минфин предполагает сформировать бездефицитный бюджет, уравновесив сумму доходов и расходов казны на отметке в 18,6% ВВП. Далее Минфин прогнозирует профицит бюджета в размере 0,1% ВВП в 2016 году, 0,3% ВВП в 2017 году и по 0,5% ВВП в 2018—2020 годах. Ненефтегазовый дефицит бюджета предположительно будет снижен до 7,4% ВВП в 2020 году.
Для решения этих задач необходимо порезать ряд статей. Серьезным сокращениям подвергнутся расходы на оборонно-промышленный комплекс и правоохранительную деятельность. Экономия в 2013 году составит 262,1 млрд руб., к 2020 году — 4,3 трлн руб. Но самая масштабная экономия предполагается за счет балансировки пенсионной системы. Расходы бюджета по этой статье к 2020 году могут быть снижены в сумме на 6,9 трлн рублей.
Кроме того, Минфин предлагает сократить на 5% расходы на госзакупки. Отказ от федерального субсидирования социальных обязательств субъектов (на оздоровительные кампании детей, выплаты за классное руководство в школах и др.) должен помочь сэкономить ежегодно по 16,1 млрд руб. Сокращение бюджетных ассигнований на субсидирование железнодорожных перевозок, льгот студентам и школьникам на проезд в электричках — по 17,9 млрд руб. в год.
Каких-то радикальных инициатив в предложениях Минфина нет, считает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, непосредственно привлекавшийся к проработке этих планов. «Практически все предложения обсуждались либо в рамках обновления «Стратегии-2020», либо на других площадках», — заверил экономист. Говорить о конкретных мерах, которые позволят сбалансировать бюджет пенсионной системы на столь масштабные суммы, Гурвич отказался. Он объяснил это тем, что речь идет лишь о планах Минфина. «Их озвучивание только людей напугает. А потом выяснится, что никто не собирается эти планы принимать», — сказал эксперт.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев предполагает, что под мерами по сбалансированию пенсионной системы Минфин, возможно, подразумевает не абсолютное снижение пенсий, а отказ от их индексации. «Я думаю, что и эти предложения нереалистичны, — говорит он. — Мы много раз слышали, что предвыборные обещания будут выполнены. Поэтому в 2013—2014 годах какие-то сокращения маловероятны». По мнению эксперта, населению просто предложат самому оплатить эти расходы. Например, с 1 июля должны быть повышены тарифы на услуги естественных монополий. В частности, на газ — на 15%. Но 80% того, что получит Газпром, будет изъято в федеральный бюджет за счет повышения ставки НДПИ. Эти деньги и пойдут на повышение пенсий.
По словам замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, сокращение расходов на оборонно-промышленный комплекс оправдано и ожидаемо, так как изначальная стоимость госпрограммы вооружений — 20 трлн руб. на десять лет — выглядела нереалистично. «У России просто нет средств, чтобы каждый год вкладывать в оборонку 2 трлн руб.», — говорит эксперт. Каким образом отразится сокращение расходов на работоспособности оборонно-промышленного комплекса, эксперт оценить не берется.
В части сокращения расходов на госзакупки директор Института управления закупками и продажами Ирина Кузнецова предполагает, что речь идет о сокращении госпрограмм. «Закупка — это всего лишь инструмент реализации различных госпрограмм, — говорит эксперт. — То есть получается, чтобы сократить закупки на 5%, нужно порезать госпрограммы».
Ирина ГРУЗИНОВА, Александра ПОНОМАРЕВА