Банк России, вероятно, был не прав, привлекая к ответственности банки за нарушение антиотмывочного закона. Это следует из письма Ассоциации российских банков (АРБ), направленном в Центральный банк (ЦБ). Сегодня кредитные организации должны предоставлять в Росфинмониторинг данные о сомнительных операциях их клиентов. Регулятор неоднократно накладывал санкции за указание неверных дат выявления операций — одним из наиболее пострадавших оказался Сбербанк. В АРБ считают, что по закону информацию о датах выявления сделок банки вовсе не обязаны раскрывать.
Письмо АРБ адресовано директору департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Елене Ищенко. В ассоциации хотят получить официальную позицию регулятора по вопросам, связанным с исполнением банками норм закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», который действует с 2001 года. По этому закону банки должны выявлять сомнительные операции их клиентов. Данные об этих сделках направляются в уполномоченный орган — Росфинмониторинг. По Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) за предоставление в Росфинмониторинг недостоверных сведений банку грозит штраф до 400 тыс. рублей либо приостановление деятельности на два месяца. На руководителей и иных должностных лиц кредитной организации может быть наложен штраф до 50 тыс. рублей.
Однако с осени 2011 года «кухня» о санкциях ЦБ стала публичной. По новым нормам закона об инсайде ЦБ обязан публично раскрывать информацию о наказаниях по «антиотмывочной» отчетности. При этом регулятор не уточняет, за что привлекает тот или иной банк к ответственности. Привлечение банков к ответственности даже за подобное техническое нарушение антиотмывочного закона попросту негативно отражается на репутации, говорят опрошенные «Известиями» сотрудники банков. Ведь кредитные организации, допустившие техническую ошибку, стоят наравне с более серьезными нарушителями закона.
Все сведения, которые банки обязаны фиксировать и предоставлять в Росфинмониторинг, указаны в антиотмывочном законе, рассказала «Известиям» начальник правового управления АРБ Лариса Митяшова. Дата выявления операции, по ее словам, не отнесена к ним. Поэтому в АРБ усомнились в правомерности наказаний за указание неверной даты выявления операций. Регулятора банкиры просят дать разъяснения по данному вопросу.
Сбербанк стал первым банком, информация о привлечении которого к ответственности за нарушение антиотмывочного закона стала публичной. В январе 2012 года банк был привлечен за нарушение сроков предоставления информации в Росфинмониторинг. Данные должны направляться в течение одного дня. При этом вывод о нарушении сроков предоставления сведений был сделан, исходя из указанной даты выявления операции — Сбербанк указал ее неверно. Помимо данного случая Госбанк неоднократно привлекался к ответственности за нарушение антимонопольных норм, в том числе за предоставление недостоверной даты выявления операции. Санкции ЦБ банк оспаривает в суде. В банке и ЦБ не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий».
Президент адвокатской фирмы «Юстина» Виктор Буробин указывает, что ответственность наступает тогда, когда она предусмотрена неисполнением того или иного нормативного акта. В данном случае, по его мнению, ЦБ может наложить санкции на банки только, если докажет, что предоставление ими неверной даты выявления операции привело к негативным последствиям, например, отсутствию возможности контроля конкретной сделки.
Одно дело, если случай предоставления банком недостоверных сведений, не предусмотренные законом, единичен, говорит председатель коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. Если данный факт не привел к негативным последствиям, то банк не может быть привлечен к ответственности. «Другое дело, если подобные случаи стали систематическими. Тогда можно усомниться в качестве организации системы контроля в банке. Систематические ошибки влекут правовые последствия», — говорит Николаев.
Татьяна ШИРМАНОВА