Финансовой разведки в России не существовало до ноября 2001 года. Но «после событий 11 сентября 2001 года медлить с созданием такого органа было уже просто опасно для национальной безопасности России», — так тогда оценил ситуацию корреспонденту «РГ» глава Счетной палаты Сергей Степашин.
Став во главе Комитета по финансовому мониторингу, Виктор Зубков начал работу по созданию механизма по противодействию отмыванию «грязных денег»: законодательного и организационного. Уже в 2003 году Россия была вычеркнута из позорного «черного списка» международной группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), где она значилась как страна, в которой практически не борются с «отмыванием» финансовых потоков. Это обстоятельство оказало существенное влияние на рост финансовых и инвестиционных рейтингов России.
В прошедшем году Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) передала в правоохранительные органы 4277 материалов, содержащих сведения о более чем 120 тысячах сомнительных операций на сумму 770 миллиардов рублей. В этом году по статьям, связанным с отмыванием доходов, было осуждено 502 финансиста.
В планах Зубкова, которые достаются его преемнику, принятие законопроекта о движении средств на счетах чиновников, в первую очередь высокого ранга.
Огромный резонанс вызвала инициатива Зубкова о том, что банки должны сообщать в его ведомство обо всех операциях с наличностью физических лиц на сумму свыше 600 тысяч рублей. В изобличении 36 банков, которые были лишены лицензии за отмывание преступных доходов с начала этого года, немалую помощь Центральному банку оказали финансовые разведчики.
Виктора Зубкова хорошо знают на международной финансовой и «силовой» арене, во Всемирном банке, МВФ, Интерполе, министерствах финансов, юстиции почти всех стран мира. За пять лет существования российской финансовой разведки он подписал соглашения о сотрудничестве в области борьбы с «грязными» деньгами и противодействию финансирования терроризму с 34 финансовыми разведками мира. Кстати, последнее, 34 -е соглашение, подписано 7 сентября этого года с подразделением финансовой разведки Черногории. Оттуда Виктор Зубков вернулся в Москву вечером 11 сентября.
До конца сентября в Россию приедет более десятка экспертов ФАТФ для проверки свыше ста государственных и коммерческих организаций, от которых зависит финансовая дисциплина в стране. В эту всемирную антиотмывочную организацию входят 32 страны, которые обязаны проводить взаимные проверки. Россия как член ФАТФ должна следовать и выполнять все рекомендации. Надо сказать, что Зубков не раз называл болевые точки, на которые обязательно укажут международные контролеры. К примеру, ратифицировав международную конвенцию о борьбе с коррупцией, Россия не установила законодательный контроль за открытием счетов и операциями с ними чиновников, министров, депутатов.
Год назад Зубкову удалось создать и возглавить одну из крупных межведомственных комиссий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, состоящую из представителей 13 ведомств.
Такого понятия, как продолжительность рабочего дня, для главы финансовой разведки почти не существует. Подчиненные говорят о его щепетильности и тотальном следовании букве закона. «Чисто и честно» — один из его основных жизненных принципов.
Ходили слухи, что Зубков собирается в отставку и может стать сенатором от Законодательного собрания Омской области. Однако в августе, комментируя для «РГ» версии о своей возможной отставке с поста главного финразведчика, Зубков заявил: «Далеко от этой темы я не уйду. Буду все равно рядышком».
Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ, Олег ГЛАДУНОВ, Татьяна ЗЫКОВА