Как стало известно РБК daily, московский суд впервые принял иск в отношении топ-менеджера, который при смене работы переманил за собой большую часть коллег-управленцев. «Внучка» Societe Generale Group потеряла как минимум десять ведущих работников после ухода бывшего зампреда правления и теперь просит суд прекратить «хантинг» своих сотрудников.
На этой неделе Тверской районный суд Москвы принял к рассмотрению иск банка «ДельтаКредит», являющегося «внучкой» французской Societe Generale Group. Иск (имеется в распоряжении РБК daily) подан к американской гражданке Ларисе Файнзилберг, ныне занимающей пост гендиректора в микрофинансовой организации «МигКредит». «ДельтаКредит» обвиняет г-жу Файнзилберг в том, что после перехода из банка в «МигКредит» в конце лета 2011 года она нарушила оговорку о неконкуренции, содержащуюся в ее трудовом договоре.
Согласно документу г-же Файнзилберг запрещалось прямо или косвенно склонять сотрудников банка к прекращению трудовых отношений в течение года после разрыва отношений с «ДельтаКредит». Однако, по сведениям кредитной организации, после своего ухода г-жа Файнзилберг, занимавшая пост зампреда правления банка, условия договора не выполнила, предложив ключевым сотрудникам компании перейти на работу в «МигКредит». «При общении с сотрудниками департамента управления персоналом ЗАО «КБ «ДельтаКредит» указанные лица пояснили, что им поступило предложение от ответчика, в связи с чем они расторгают трудовые отношения с банком», — говорится в исковом заявлении.
При этом, как утверждают в «ДельтаКредит», в качестве аргумента г-жа Файнзилберг предоставляла недостоверную информацию о перспективах банка: бывший «топ» якобы распространяла сведения об отрицательных финансовых результатах по итогам 2011 года, а также о трудностях, ожидающих банк из-за смены акционера (в прошлом году Росбанк приобрел 100% акций «ДельтаКредит»). В итоге банк просит суд запретить своему бывшему зампреду склонять сотрудников к смене компании.
Сама г-жа Файнзилберг узнала об иске от спецкора РБК daily. «Все их утверждения не соответствуют действительности. Всего этого не было, никого я насильно не уводила. Сколько месяцев прошло, и я не понимаю, почему ко мне такое отношение. Вину за текучку кадров, происходящую в «ДельтаКредит», они возлагают на других, вместо того чтобы удержать сотрудников. Если они пошли в суд, значит, мы будем встречаться там», — прокомментировала она предстоящую судебную тяжбу, добавив, что «это свободная страна, и люди работают там, где они хотят».
Как пояснила РБК daily глава HR «ДельтаКредит» Наталья Богачева, вслед за г-жой Файнзилберг из банка ушли как минимум десять ведущих сотрудников, среди которых вице-президент по развитию бизнеса, глава юрслужбы, а также руководитель самарского представительства банка. «Банк уважает право работников на свободу выбора работодателя и дальнейшее профессиональное развитие. Каждый сам выбирает свой путь, соблюдая при этом свои обязательства», — замечает г-жа Богачева.
Практика, когда покидающие компанию сотрудники уводят за собой коллег, встречается «сплошь и рядом», говорит вице-президент «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Средний бизнес знает об этом не понаслышке, потому что «крупняк» переманивает людей на более высокие зарплаты. Стоит какому-то специалисту чуть-чуть развиться, как за ним начинается охота», — сетует предприниматель.
Глава практики трудового права Goltsblat BLP Надежда Илюшина оценивает шансы на успех иска «ДельтаКредит» со сдержанным скепсисом. Конституция закрепляет за каждым гражданином свободу в выборе работы, поэтому оговорка о неконкуренции может быть признана судом недействительной, говорит она.
До этого в судебной практике было чрезвычайно мало подобных споров, но все были разрешены не в пользу работодателя. В частности, юрист ссылается на решение свердловского суда от 2006 года. «Проявляется тенденция — работодатели пытаются через суд отстоять свои права, прописанные в трудовом договоре. В том числе в части «запрета на переманивание» сотрудников. Очень интересно посмотреть, как суд на этот раз оценит подобное поведение бывшего «топа» банка», — размышляет она.
Ярослав НИКОЛАЕВ