Рэнкинг конкурентоспособности стран ежегодно составляет швейцарская бизнес-школа IMD, и в 2012 г. Россия заняла 48-е место из 59, но оказалась единственной из стран БРИК, позиция которой не снизилась. Однако она по-прежнему позади Китая (23-е место), Индии (35-е) и Бразилии (46-е), партнера по Таможенному союзу — Казахстана (32-е место; Белоруссии в списке нет) и большинства развивающихся стран с уровнем ВВП на душу населения менее $20 000. Список стоящих впереди России стран остался тем же, что и год назад, за исключением Колумбии, которую Россия и обогнала, но внутри него многие экономики Восточной Европы, Азии и Латинской Америки утратили позиции, пострадав от второй волны мировой нестабильности.
Лидерами списка остались Гонконг и США, с 3-го места Сингапур вытеснила Швейцария. Замыкают список Венесуэла и Греция. Самый большой прорыв — на 9 позиций до 36-го места — совершила Литва благодаря восстановлению быстрого роста ВВП, увеличению экспорта, успехам в противодействии коррупции и бюрократии.
IMD ранжирует страны в зависимости от их способности создавать и улучшать среду, способствующую росту стоимости компаний и благосостояния граждан. Рэнкинг формируется по четырем блокам — функционирование экономики, эффективность госуправления, эффективность бизнеса, инфраструктура (в том числе социальная), — каждый из которых разбит на десятки критериев (всего их 329). Критерии на две трети составляются из статистики и на треть — из опроса экспертов.
У России из четырех блоков показатели в трех почти не изменились (см. инфографику на стр. 03), а эффективность экономики снизилась — причина в росте безработицы среди молодежи и ускорении среднегодовой инфляции в 2011 г., посчитали в IMD. Исследователи зафиксировали небольшое улучшение госуправления: снизился дефицит бюджета, меньше, чем год назад, стало коррупции и взяток. По уровню коррупции Россия поднялась с предпоследнего, 58-го места на 57-е, опередив Венесуэлу и Украину.
Штампуются антикоррупционные законы, рождается надежда, что хоть
По диверсификации экономики хуже России только Венесуэла, а столь высокого уровня давления на бизнес-активность со стороны госкомпаний и бюрократии больше нигде в мире нет.
Сам бизнес занимает последнее место в мире по нацеленности на удовлетворение потребителей и социальной ответственности.
Лучший результат у России — по ставкам социальных взносов, отчисляемых самим работником: их просто нет, и Россия делит 1-е место с Катаром и ОАЭ. Россия в числе мировых лидеров и по таким показателям, как число пользователей мобильных телефонов, доля работающих женщин, охват начальным образованием и валютные резервы. По удельным трудовым издержкам в обрабатывающей промышленности Россия вышла на 2-е место; на 1-м — Казахстан. «Как это получилось, сложно объяснить», — теряется Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики: при росте производительности труда в обработке на 6,7% зарплаты выросли на 10—16%, т. е. трудовые издержки повысились минимум на 3,3%.
Очевидные преимущества России — богатые природные ресурсы, большой размер внутреннего рынка, благоприятная ситуация на рынке труда, говорит Стефан Гарелли, профессор IMD и один из авторов отчета. Главные проблемы — сложность ведения бизнеса и его низкая конкурентоспособность. Российский рынок привлекателен для международных компаний и инвесторов, но правила игры для многих из них непонятны. Российские же компании зачастую не могут предложить конкурентоспособную продукцию, рассуждает Гарелли.
Хорошим заделом для повышения конкурентоспособности России могли бы стать успехи компаний на экспортном рынке, считает партнер McKinsey Руслан Алиханов: например, в Южной Корее едва ли не с нуля была создана крепкая по любым мировым меркам отрасль судостроения, а в Австралии — образования.
Во всем мире кризис, а у России конкурентоспособность настолько низкая, что и движения в рейтинге нет, замечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: «С нашей стабильностью это же естественно». Говорить о конкурентоспособности целых стран не очень корректно, это характеристика продукции, считает Ясин, лучше оценивать по производительности труда. На самом деле Россия, чтобы стоять на месте, т. е. поддерживать социальную и экономическую стабильность, должна очень быстро бежать — как велосипедист, для того чтобы устоять, должен постоянно крутить педали, сравнил эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
Ольга КУВШИНОВА, Григорий МИЛОВ, Маргарита ЛЮТОВА