Комиссия литовского парламента, созданная для выяснения обстоятельств банкротства банка Snoras, некогда пятого по размеру активов в республике и подконтрольного российскому бизнесмену Владимиру Антонову, пришла к неожиданным выводам. В заключении комиссии главные претензии предъявлены не господину Антонову и его партнерам, а литовскому ЦБ.
Вчера вечером специально созданная депутатами Сейма (парламента) Литвы комиссия по расследованию обстоятельств банкротства банка Snoras представила свои окончательные выводы. Опросив бывших и нынешних сотрудников ЦБ Литвы, временного администратора Snoras, двух премьеров и министра финансов, члены комиссии пришли к выводу, что действия ЦБ Литвы при закрытии Snoras в ноябре прошлого года были «поспешными и недостаточно мотивированными». Комиссия констатировала, что надзор над Snoras был явно недостаточным. Подозрения, что бывшие акционеры Snoras оказывали влияние на литовских политиков, комиссия сочла неосновательными. Зато члены комиссии поставили под сомнение правомерность решения главы ЦБ Литвы Витаса Василяускаса выплатить временному администратору Snoras Саймону Фрикли и его команде €5 млн на текущие расходы.
Один из крупнейших в Литве частных банков Snoras до национализации контролировался владельцем Convers Group Владимиром Антоновым и его литовским партнером Раймондасом Баранаускасом. В ноябре 2011 года банк был национализирован по причине «предбанкротного состояния». В том же месяце правительство решило запустить процедуру банкротства Snoras, а Генпрокуратура объявила его бывших основных акционеров подозреваемыми в финансовых махинациях. Господа Антонов и Баранаускас к тому времени уже были в Лондоне. Дело об их экстрадиции в Литву отложено Вестминстерским судом до июля. По просьбе администратора Snoras британский суд наложил арест на имущество Владимира Антонова на сумму €492 млн.
Владимир Антонов неоднократно заявлял, что указание «утопить» Snoras было дано президентом Литвы Далей Грибаускайте за критику властей в СМИ (Snoras владел медиагруппой Lietuvos rytas). По его словам, в день национализации Snoras, 16 ноября 2011 года, он и Раймондас Баранаускас находились в Киеве, где готовили сделку по приобретению банка, и объективных экономических причин для столь жестких действий властей не было. «От того, будут ли выводы комиссии сейма «объективными в нашу пользу» или «объективными не в нашу пользу», ситуация в суде Великобритании (по делу об экстрадиции.— «Ъ») никак не поменяется. Мы достаточно предоставили экспертных мнений и свидетельских показаний суду для того, чтобы можно было сделать вывод, что это дело политизировано полностью»,— заявил господин Антонов.
В отличие от бывшего владельца Snoras, депутаты Сейма Литвы оказались не вполне готовы к любым выводам комиссии. Реакция представителей правящей коалиции на предложенный вчера документ оказалась неожиданной — консерваторы, либералы и либерал-центристы бойкотировали голосование, которым выводы комиссии должны были быть утверждены. В результате остальные депутаты решили представить выводы комиссии на отдельное голосование Сейма.
Владимир ВОДО