Столкнувшись с трудностью привлечения фондирования, UniCredit летом 2011 г. стал переводить в Милан средства из немецкой «дочки». Сейчас у UniCredit в Германии 940 отделений, 19 000 сотрудников и 170 млрд евро на депозитах. К концу 2011 г. UniCredit перевел из Германии в головной офис 11,3 млрд евро. В III квартале он получил 10,6 млрд евро убытка.
С 2003 г. банки ЕС могут работать в любой стране союза через филиалы, подчиняясь только собственному регулятору. Но у UniCredit в Германии дочерний банк, поэтому ему приходится выполнять требования и немецкого BaFin. Тот заметил вывод денег в Италию и забеспокоился, что это может создать проблемы для немецких вкладчиков. В сентябре 2011 г. председатель совета директоров UniCredit Дитер Рампль сообщил, что получил письмо из BaFin с требованием ограничить перевод средств в материнский банк.
А недавно Банк Италии запросил у местных дочерних структур Deutsche Bank финансовую информацию и потребовал разработать подробный план, который позволит им существовать без поддержки головного офиса. Deutsche Bank требование выполнил. «Мы не знаем о напряженности отношений между немецким и итальянским регуляторами и сохраняем тесные и плодотворные отношения с обоими», — отмечает его представитель.
В итоге UniCredit в декабре 2011 г. и феврале 2012 г. взял 26 млрд евро дешевых кредитов у ЕЦБ, а в январе привлек 7,5 млрд евро, разместив по закрытой подписке акции. В марте он сообщил BaFin, что его немецкая «дочка» сократит вложения в другие части бизнеса примерно вдвое, и пообещал немецкой «дочке» обеспечение по всем будущим кредитам.
«Банк России каких-либо ограничений на операции российских банков с иностранным капиталом с их материнскими и иными банками, входящими в банковские группы, не накладывал», — отмечает первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Регулирование и надзор за банками везде в мире, в том числе и в Европе, пока осуществляется по «национальному» признаку, отмечает он, и банковский регулятор страны, в которой работает банк, может — а в соответствующей ситуации и должен — принимать меры для защиты кредиторов и вкладчиков и обеспечивать устойчивость местной банковской системы. Конкретно по «Юникредит банку» ситуацию комментировать он не стал.
Российский Райффайзенбанк за прошлый год увеличил объем кредитов, предоставленных банкам-нерезидентам, почти втрое — до 92,8 млрд руб., «Юникредит банк» — более чем вдвое до 287,4 млрд руб. Многие банкиры уверены, что средства переводятся материнским структурам.
Банк России пытается сохранять нейтралитет в плане установления лимитов заимствования на отдельные страны, избегая действий, способствующих регуляторному арбитражу, говорит предправления «Юникредит банка» Михаил Алексеев. Минфин подготовил поправки в закон о ЦБ, отмечает он, устанавливающие 20%-ный максимальный лимит на группу связанных заемщиков, в которую входят кредитные организации (ранее — 25%, лимит не распространялся на кредитные организации). Поправки пока находятся на рассмотрении в думском комитете. По словам Алексеева, Банк России постоянно отслеживает ситуацию с притоком капитала в Россию и оттоком его из страны за счет адресных запросов в банки.
Сепаратизм растет
Британское управление финансовых услуг (FSA) требует, чтобы инвестбанковские подразделения Societe Generale, Deutsche Bank и UBS были перерегистрированы в дочерние банки. Австрийские власти пытались ограничить местные банки в выдаче новых кредитов в Восточной Европе. Но в ситуацию вмешалось Европейское банковское управление (EBA) и другие регуляторы ЕС, и в марте Австрия согласилась с тем, что контроль за операциями трансграничных банков будут осуществлять международные регуляторы.
Татьяна БОЧКАРЕВА, Ольга ПЛОТОНОВА, Алексей РОЖКОВ