Сегодня стали известны новые подробности громкого дела о хищении 547 млн рублей у Банка Москвы. Деньги были похищены в результате фиктивных операций с куплей-продажей валюты. Следствие подозревает в совершении преступлений бывших руководителей кредитного учреждения и их подчиненных, а ущерб оценивает в сумму более 1 млрд рублей.
Накануне сотрудники Следственного департамента МВД и Главного управления экономической безопасности и противодействий коррупции МВД провели более десяти обысков в местах проживания подозреваемых.
Как стало известно BFM.ru, следственно-оперативные мероприятия, в частности, касались бывшего вице-президента Банка Москвы Алексей Сытников, который курировал казначейство банка. Он уволился из кредитной организации по собственному желанию в июне прошлого года. В поле зрения следствия также попали несколько его подчиненных — бывших сотрудников казначейства.
СД МВД утверждает, что следователям удалось получить «доказательства причастности подозреваемых к хищению денежных средств» Банка Москвы.
О возбуждении данного уголовного дела стало известно в конце февраля. А в начале марте ГУЭБиПК МВД России проинформировало, что мошеннические схемы реализовывались при участии бывшего президента ОАО «Банк Москвы» Андрея Бородина и его первого заместителя Дмитрия Акулинина, которые в настоящее время находятся за границей.
Маржа с фиктивных валютных операций
По данным следствия, в 2009—2010 годах ряд бывших руководителей и сотрудников Банка Москвы заключили более 300 фиктивных договоров о покупке и продаже иностранной валюты, незаконно получая рублевую разницу между курсами.
«Все происходило следующим образом: с подконтрольными банку организациями, в которых зачастую директорами и учредителями выступали сами сотрудники кредитной организации, заключался договор на покупку крупной партии валюты (не менее 1 млн евро или долларов). Одновременно с этим, но естественно под другой датой, составлялся договор о ее продаже по более высокому курсу, — рассказала BFM.ru официальный представитель СД МВД Анжела Кастуева. — В зависимости от курса ММВБ на текущую дату порядок сделок постоянно менялся — покупка/продажа или продажа/покупка».
Она отметила, что фактического движения денежных средств, согласно заключенным договорам, не происходило. Зато разница между курсами реально перечислялась со счетов ОАО «Банк Москвы» компаниям, подконтрольным участникам аферы.
«При этом ни одна из двух десятков задействованных в преступной схеме фирм не имела достаточных средств для обеспечения заключенных договоров, а зачастую и соответствующих валютных счетов», — сказала Кастуева.
Она сообщила, что проведенные в ходе следствия экспертизы установили сумму ущерба от фиктивных конверсионных операций — более 1 миллиарда рублей.
Как сообщили адвокаты Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина, о расследовании этого уголовного дела им известно только из прессы. «Никаких официальных обвинений топ-менеджерам не предъявлялось, а адвокатов не приглашали для участия в следственных действиях», — сказал BFM.ru защитник экс-президента банка Владимир Краснов.
Дела бывших топ-менеджеров банка
Первое дело против Бородина и Аклинина завели в декабре 2010 года. Их обвинили в хищении в 2009 году 12,7 млрд рублей. Следствие утверждает, что деньги были выделены в качестве кредита никому неизвестной фирме ЗАО «Премьер Эстейт» и в итоге оказались на счетах строительной фирмы «Интеко». Последняя принадлежала Елене Батуриной, супруге бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. В апреле 2011 года оба фигуранта дела уехали в Великобританию, а 5 мая прошлого года Тверской суд Москвы заочно их арестовал.
Затем последовал еще ряд уголовных дел, в которых фигурируют имена экс-банкиров.
Так, в августе 2011 года стало известно, что Следственный департамент МВД активно расследует эпизод о продаже Банком Москвы принадлежащих ему акций лесопромышленного холдинга «Инвестлеспром». В правоохранительном ведомстве полагают, что в 2006 году Бородин и Акулинин незаконно заработали на сделке почти 200 млн долларов.
А в феврале этого года СД МВД сообщил, что возбудил еще одно дело в отношении Бородина и Акулинина. Их подозревают в хищении более 6,7 млрд рублей под видом выдачи кредитов кипрским компаниям.
В марте следствие заявило, что намерено предъявить экс-банкирам обвинение в организации преступной схемы по отчуждению активов ОАО «Столичная страховая группа», которая нанесла ущерб государству в 1,7 млрд рублей. Это дело было возбуждено в июле 2011 года. По нему в качестве обвиняемых проходят бывший глава ЗАО «Финансовый ассистент» Дмитрий Жукевич и вице-президент ССГ Максим Шепелев.
Защита жалуется на тайное следствие
Как сообщил BFM.ru Владимир Краснов, по всем этим делам бывшим топ-менеджерам предъявлено заочное обвинение, хотя, по мнению защиты, это было сделано незаконно.
Он заметил, что следователи не обязаны уведомлять защиту обо всех следственных действиях, но обязаны предоставлять адвокатам целый ряд документов. «Ни в каких документах до сих пор имя Сытникова не звучало», — сказал адвокат.
Он сообщил, что защита активно оспаривает действия СД, и, по словам Краснова, уже добилась в суде удовлетворения четырех своих жалоб. 13 июня Пресненский суд Москвы рассмотрит очередное обращение защиты на действия следствия. Адвокаты обвиняют представителей СД МВД в том, что они скрыли от защиты проведение следственных действия о хищении акций «Столичной страховой группы». Краснов сказал, что узнал об этом уголовном деле только, когда оно уже было передано для расследования в ГСУ СКР по Москве. «Не информируя адвокатов, следствие раз за разом наступает на те же грабли, и сколько это будет продолжаться непонятно», — посетовал он.
Защитник отметил, что, по закону, следствие обязано незамедлительно — в течение трех дней — информировать подозреваемого или обвиняемого о сути подозрений или обвинений.
Адвокат считает, что следствие сознательно пытается дискредитировать Бородина, распространяя через СМИ информацию, о которой не считает нужным информировать защиту.
В марте в СМИ появилась информация о том, что Бородин и Акулинин пытались получить политическое убежище в Великобритании, однако им было в этом отказано. В интервью Русской службе ВВС Бородин заявил, что они не собираются пока возвращаться в Россию. Отказ о предоставлении политического убежища он назвал слухами.
Мария ЛОКОТЕЦКАЯ