Почти 100 млрд евро, или 10% ВВП Испании, составил объем бегства капиталов из этой страны за первые три месяца. Эти данные, обнародованные в четверг испанским Центральным банком, совпали с резкой выволочкой, которую в тот же день ЕЦБ устроил испанским властям за неумелые попытки спасти терпящий бедствие банк Bankia, третий по размерам в Испании. Два удара в один день по консервативному правительству, которое пока безуспешно пытается сдержать двойной — экономический и финансовый — кризис.
Как отмечает газета The Financial Times, данные испанского Центробанка о выводе из страны 97 млрд евро в первом квартале подтверждают экспертные оценки о том, что иностранные инвесторы избавляются от испанских активов. Тем временем испанские банки наращивают свои портфели государственных облигаций, побуждаемые к этому кредитами ЕЦБ.
Как заявил FT экономист Радж Бадиани из IHS Global Insight, он больше всего опасается, что более свежие данные, которые еще пока недоступны, окажутся еще хуже обнародованных накануне. «Мы наблюдаем идеальный шторм», — говорит эксперт.
Не надо резать кошкин хвост по частям
Шторм усугублен внешними факторами. В четверг глава ЕЦБ Марио Драги в выражениях, близких к унизительным, отчитал испанские власти за то, как испанский регулятор не смог правильно оценить масштаб проблем в Bankia. Испанцы, считает Драги, резали кошке хвост по частям. Первая попытка. Вторая попытка. Третья. «Так каждый рано или поздно придет к правильному решению, но — по максимальной цене», — издевается глава ЕЦБ.
То, что имеет в виду Марио Драги, со стороны действительно выглядит образцом некомпетентности. Еще в феврале испанские власти заявляли, что для оздоровления банковской системы больше не потребуется средств налогоплательщиков. На прошлой неделе было объявлено, что только на фактическую национализацию Bankia понадобится дополнительных 19 млрд евро. Таким образом, общий объем госсредств, выделяемых на санацию Bankia, достигнет 23 млрд евро.
Представитель испанского правительства выступила с успокаивающим заявлением о том, что новые 19 миллиардов не потребуется инвестировать за один прием. У правительства есть средства из специального резервного фонда, чтобы выдать Bankia 7 млрд евро в июле, следующий транш понадобится в октябре, и до этого момента власти надеются набрать необходимую сумму. Источники подобного оптимизма (как, собственно, источники поступления этих средств) не вполне очевидны: стоимость внешних заимствований для правительства Испании сейчас рекордно высока.
Между тем в Испании критика из ЕЦБ была воспринята как атака на главу Центробанка Мигеля Анхеля Фернандеса Ордоньеса, о досрочной отставке которого уже объявлено. Фернандес, которого нынешнее правительство консерваторов унаследовало от администрации социалистов, стал козлом отпущения, и положение его незавидно. Он действует в политическом вакууме, и все негативное, что происходит в финансовой сфере страны, автоматически списывают на его действия или бездействие.
Но Марио Драги делает из ситуации с Bankia далеко идущий вывод европейских масштабов. По его мнению, сама нынешняя система контроля за банками нуждается в пересмотре: это дело наднациональных органов, а не регуляторов в самих странах. В противном случае вся европейская банковская система будет ввергнута в кризис.
Как стало известно The Wall Street Journal, в недрах Международного валютного фонда уже идут консультации относительно возможности выделения средств для Испании, если Мадрид обратится с подобной просьбой (до сих пор не обращался). 4 июня начинаются консультации МВФ с правительством Испании. Пока что источники МВФ описывают обсуждение планов спасения испанских финансов как рутинную ситуацию: подобные планы составляются на крайний случай в отношении разных стран. В частности, в последнее время МВФ разрабатывал кризисные сценарии для Греции и Португалии.
«В Испании решается судьба евро»
В четверг вице-премьер Испании Сорайя Саенс де Сантамария встречалась с главой МВФ Кристин Лагард, но представитель испанских властей уточнил, что эта встреча была запланирована еще месяц назад, а Кристин Лагард назвала ее «очень продуктивной». В тот же день испанская вице-премьер встречалась с министром финансов США Тимом Гайтнером, от которого также поступили ободряющие заявления.
Испанские власти, однако, считают, что одних заявлений в поддержку их усилий по санации финансовой системы страны недостаточно (тем более что в последнее время испанцев не столько хвалят, сколько травят). Министр экономики Испании Луис де Гиндос в четверг выступил с предупреждением: от того, что произойдет в ближайшие недели, зависит судьба общеевропейского проекта.
По словам министра, «евро находится на перепутье». Причем «битва за евро» происходит в настоящее время в Испании и Италии. Для тех, кто знаком с историей испанской гражданской войны, словосочетание «битва за евро» звучит как «битва при Эбро» — одно из решающих сражений, после которого падение республиканской Испании было предрешено. Едва ли де Гиндос имел в виду эту историческую параллель, но она возникает самопроизвольно.
Как заявил министр экономики, он рассчитывает на то, что «в ближайшие дни и недели» удастся договориться о создании нового европейского механизма по оказанию помощи проблемным банкам, приводит его слова газета El Pais. Также, по его мнению, необходимо продвинуться на пути создания европейского «банковского союза» — чего-то вроде панъевропейского «Фонда гарантии депозитов».
Для Испании подобные меры имеют ключевое значения для оздоровления финансового сектора, отравленного «токсичными активами» неликвидной недвижимости, полагает де Гиндос, которого в испанских СМИ принято называть «экономическим царем», имея в виду его широкие полномочия в нынешнем правительстве. Идея испанских властей заключается в том, что создание подобного механизма финансовой солидарности в ЕС помогло бы Мадриду избежать крайне нежелательного в сложившихся обстоятельствах обращения за помощью непосредственно к правительствам европейских стран.
Выступая с лекцией в известном каталанском курорте Ситжес, де Гиндос завершил свою речь довольно туманным прогнозом светлого будущего: «Убежден, что испанская экономика — скорее раньше, чем позже, — возобновит рост».
Василий ГАНИН