Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS), занимающийся производством самолетов Airbus, готов окунуться в нетрадиционный для себя бизнес — банковский. Опасаясь за надежность своих партнеров из финансового сектора, компания может вскоре сама получить банковскую лицензию и кредитовать собственных клиентов или даже занимать деньги напрямую у ЕЦБ.
EADS далеко не первый европейский концерн, задумавший создать «карманный банк». Европейские компании активно диверсифицируют свой бизнес, страхуя от возможных проблем своих контрагентов из банковского сектора путем создания собственных банковских подразделений. «В текущих рыночных условиях мы рассматриваем возможность получения банковской лицензии. Во многих случаях наш рейтинг гораздо выше, чем у наших банков-партнеров», — заявил в интервью The Financial Times Deutschland уходящий в отставку финансовый директор EADS Ганс Питер Ринг. Примечательно, что EADS очень щепетилен в вопросах кредитоспособности собственных партнеров — компания даже установила минимально допустимые значения кредитных рейтингов для каждого из них.
Создание собственного банка в рамках EADS связано в первую очередь с желанием обезопасить компанию от последствий долгового кризиса в зоне евро, когда погрязшие в плохих долгах банки могут перестать кредитовать реальный сектор экономики. Речь в данном случае идет скорее о клиентах EADS, а не о самой компании, которая даже без создания банка активно способствовала своим покупателям в деле приобретения самолетов в кредит. На сегодняшний день на счетах компании хранится примерно 5,3 млрд евро, часть из которых как может послужить собственным капиталом для банка, так и быть депонированной на открытые в нем счета. Более того, по итогам первого квартала 2012 года EADS владеет ценными бумагами на 4,3 млрд евро, которые тоже могут попасть на баланс создаваемой организации.
Наличие «карманного банка» также позволит EADS кредитоваться напрямую у ЕЦБ, предлагающего сейчас финансовым институтам крайне выгодные условия займов. Немаловажное значение новая структура будет иметь и в деле сокращения валютных рисков компании — суть в том, что большую часть прибыли EADS получает в долларах, в то время как почти все расходы концерна номинированы в евро.
Подобные банковские структуры есть у многих европейских и даже американских компаний. Финансированием собственных клиентов за счет сил банковских подразделений занимаются в Siemens, BMW, Volkswagen, PSA Peugeot Citroen, Daimler и GE. Зачастую подобные «карманные банки» не составляют никакой конкуренции традиционным игрокам сектора в силу своей очень узкой направленности. Их прямыми конкурентами скорее можно назвать экспортно-кредитные агентства наподобие различных банков развития.
Евгений БАСМАНОВ