Как пишет BFM.Ru, Газпромбанк, один из крупнейших кредиторов Таганрогского автомобильного завода, направил письмо на имя главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина с просьбой провести проверку руководства и менеджмента предприятия, а также аффилированных лиц, сообщает ПРАЙМ. Послание направлено от имени вице-президента и члена правления банка Александра Шмидта.
Согласно документу, Газпромбанк считает необходимым проверить руководство «ТагАЗа» на возможные преступления, в числе которых мошенничество, неправомерные действия при банкротстве и злоупотребление полномочиями. По состоянию на 1 февраля текущего года завод задолжал Газпромбанку более 2,8 млрд рублей, в том числе 1,854 млрд рублей по основному долгу кредитных обязательств и 909 млн по аккредитивам. Шмидт в письме сообщает, что банк на протяжении 2009—2011 годов неоднократно реструктурировал задолженность «ТагАЗа», рефинансировал и дополнительно финансировал предприятие, несмотря на трудности завода. Газпромбанк при этом руководствовался предоставляемыми сведениями о позитивной динамике развития «ТагАЗа». В послании говорится, что все эти меры, тем не менее, «не пошли впрок и не принесли заметного результата ввиду практически явного сопротивления со стороны руководства ООО «ТагАЗ».
Александр Шмидт пишет, что руководство завода, зная о его предбанкротном состоянии, якобы скрыло от банка сведения об имуществе и совершило отчуждение залогового имущества, несмотря на свои обязательства перед кредитором. Газпромбанк сообщает, что ему длительное время не предоставляли документы для проверки предмета залога, а также не давали его осмотреть (последний визуальный осмотр состоялся в конце октября прошлого года). Провести проверку банку удалось только в конце февраля 2012 года, и тогда выяснилась, что большая часть товаров (которые и выступали залогом) продана, но деньги от продажи на счета кредитора не поступили. В Газпромбанке считают, что руководство завода потратило деньги «по своему усмотрению». Проверка установила также, что в книге записи залогов «ТагАЗа» на 21 февраля 2012 года вообще отсутствуют данные о предметах залога по договорам, заключенным с банком.
В письме говорится, что с акциями Таганрогского комбайнового завода намеренно проводились манипуляции для фиктивного увеличения стоимости собственных активов. Шмидт пишет, что в декабре 2009 года акции предприятия стоимостью 4,072 млрд рублей были проданы компаниям Pemberton Establishment (Лихтенштейн) и Sapor Invest Inc. В том же месяце они были выкуплены обратно, но уже на 70% дороже балансовой стоимости актива. В результате размер нераспределенного убытка предприятия сократился на 3,1 млрд рублей, а активы искусственно подорожали.
Согласно документам, представленным «ТагАЗом» в банк, в конце 2009—2010 годов его финансовое положение улучшилось, так как он получил прибыль свыше 100 млн рублей. Однако на деле оказалось, пишет Шмидт, что это произошло только на бумаге, благодаря переносу части убытков на «ТагАвтоПром», который, как подозревает банкир, был специально создан для этих целей. Газпромбанк также подозревает, что руководство завода закупает в Китае машинокомплекты от компании Chery (для последующей сборки и продажи) по завышенным ценам, отказываясь от сотрудничества с корейской Hyundai, что не идет на пользу предприятию.