В новом рейтинге устойчивости банковских систем по версии Moodys Россия находится на
Оценка России отражает комбинацию двух основных факторов — сильные финансовые показатели и слабость структуры банковской системы, пишут авторы. Особенностью России остаются высокие риски банковской системы, которые объясняются быстрым ростом кредитных портфелей банков при низкой капитализации банковской системы, только еще развивающемся банковском регулировании и неадекватном раскрытии информации.
На рост кредитных портфелей влияет, прежде всего, развитие розничного кредитования — его объемы в 2003—2006 гг. ежегодно удваивались. На 1 июля объем выданных физлицам кредитов составил $100 млрд, из которых автокредиты и ипотека, по оценке агентства, занимают 25—30%, а остальное — рискованные экспресс-кредиты. Многие банки заходят в розничный сегмент, не имея адекватной экспертизы и системы риск-менеджмента, и
Дальнейший рост объемов потребкредитования при увеличении доли рискованных кредитов и падения ставок в результате конкуренции в течение 3—5 лет может привести к кризису «плохих долгов», полагают аналитики Moodys. «Надо отметить, что регулятор серьезно относится к этой проблеме: с 1 июля ЦБ повысил норматив обязательных резервов, а до этого банки стали группировать однородные кредиты в своих портфелях», — пишут они.
Но, вообще, Центробанк мог бы уделять больше внимания рискам, считают в Moodys. У 16 банков, вступивших в систему страхования вкладов, лицензии были отозваны, что говорит о недостаточно жестких требованиях для вступления. Регулирование ЦБ остается сфокусированным на формальном соответствии банков пруденциальным нормам, констатируют аналитики. Потенциально это может привести к недооценке рисков, особенно в таких вещах, как концентрация кредитного портфеля и кредиты связанным сторонам. «Банки обходят пруденциальные нормы, выдавая кредиты формально независимым, но реально подконтрольным компаниям, а ЦБ не хватает власти и проницательности для выявления таких групп связанных заемщиков», — пишут аналитики. Кроме того, многие банки по-прежнему не раскрывают конечных владельцев, а у некоторых искусственно раздут капитал.
Аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн удивлен выводами Moodys: «У нас очень сильный регулятор, многие нормативы выше Базельских требований, а что касается кредитования связанных сторон, то главное, чтобы заемщик не был рискованным». Доля просроченных потребкредитов в среднем по банковской системе — около 5%, тогда как в Евросоюзе — 8%. Похоже, что Moodys пытается продемонстрировать консервативный подход после кризиса секьюритизированных ипотечных облигаций в США, считает аналитик.
А вот аналитик «Тройки диалог» Ольга Веселова согласна с тем, что надзор в нашей стране не соответствует международным стандартам. «Полномочия, которые в других странах у ЦБ, у нас почему-то оказались у Генпрокуратуры и Роспотребнадзора. Это вызывает опасения», — предупреждает она.
Анна БАРАУЛИНА