Чешская финансовая группа PPF сообщила о покупке 5% акций Номос-банка. По информации сторон, сделка проходит в рамках подписанного меморандума о стратегическом сотрудничестве. Ее юридическое оформление будет проходить по новой для российского рынка схеме акционирования, которая в случае изменения договоренностей позволяет обеим сторонам безболезненно выйти из общего бизнеса.
«Сделка совершается в рамках подписанного 17 мая меморандума о взаимопонимании и в соответствии с ранее согласованными сроками,— говорится в сообщении чешской группы PPF.— Покупателем выступает компания Russia Finance Corporation B. V., контролируемая PPF Group». В мае этого года Номос-банк и PPF подписали меморандум о взаимопонимании с целью достижения стратегического партнерства. До этого Номос-банк активно готовился к проведению публичного размещения 20% акций.
При подписании соглашения о партнерстве стороны обещали представить информацию о новом холдинге осенью этого года. Однако переговоры были напряженными, и неделю назад источники Ъ, близкие к сторонам сделки, говорили о возможности ее срыва. В результате чешская сторона, имея разрешение от ФАС на покупку 100% акций Номос-банка, решила приобрести лишь незначительную часть пакета.
По состоянию на 1 июля 2007 года Номос-банк занимает среди российских банков
PPF Group была основана в 1991 году и является ведущим финансовым институтом Чехии, в управлении которого находится порядка $10 млрд. Имеет подразделения в Словакии, России (ХКФ-банк и Чешская страховая компания), Казахстане, представительства в Китае и Вьетнаме. Чистый объем продаж PPF Group составляет $3,2 млрд. 95% акций группы принадлежат ее основателю Петеру Келлнеру, 5% — Иржи Шмейцу.
Сделка будет оформлена не напрямую, а через холдинговую компанию. Зарегистрированная в Нидерландах компания Russia Finance Corporation приобретет 5% Номос-банка и долю в ХКФ-банке, объем которой не разглашается. Предполагается, что затем доли в обоих банках будут доведены до 100%. Представитель PPF Алексей Бехтин отказался раскрыть стоимость 5-процентного пакета Номос-банка, но сообщил при этом, что приобретение 5% — «это лишь один из этапов сделки с Номос-банком». Далее акционеры банков выкупят доли в самой Russia Finance Corporation (сейчас она полностью контролируется чехами, а пропорции будущих долей стороны также скрывают). Таким образом, Russia Finance Corporation станет управляющей компанией банковского холдинга.
По информации Ъ, одной из причин поэтапного оформления сделки является желание акционеров Номос-банка получить максимальную цену за свой актив. «Сейчас по рынку ходит много потенциальных иностранных инвесторов,— рассказал источник Ъ, знакомый с ходом переговоров.— Заходили они в том числе и к акционерам Номос-банка, которые после этого требуют более высокой оценки их банка». Аналитики оценивают 5-процентный пакет Номос-банка в 2 млрд руб. ($78 млн) — с коэффициентом 3 суммы сделки к капиталу банка. Между тем, по словам источника Ъ, другие потенциальные инвесторы готовы заплатить за контроль над Номос-банком большие суммы — с коэффициентом до 4.
Однако деньги нужны Номос-банку срочно. «В декабре банку нужно будет погасить 1,5 млрд руб. долга. Это почти вся чистая прибыль за 2006 год,— говорит аналитик инвесткомпании Антанта Капитал Максим Осадчий.— К тому же у него в пассивах большая доля депозитов банков, а эти ресурсы ненадежны, в условиях кризиса их моментально выведут. Продажа 5-процентного пакета позволила бы Номосу закрыть эту брешь». По расчетам аналитика инвестгруппы «Капитал» Сергея Галкина, норматив достаточности капитала Номос-банка составляет 11% при лимите 10%. «Продажа 5-процентного пакета за $80—100 млн позволит Номосу еще минимум год не беспокоиться о достаточности капитала»,— отмечает эксперт.
Еще одной из причин поэтапного «входа» в капитал Номос-банка участники рынка называют изменение конъюнктуры мирового финансового рынка. Ранее
Структура сделки между PPF и Номос-банком еще не применялась на российском рынке. Ранее стратеги предпочитали прямое, пусть и частичное, поглощение российских банков. Societe Generale начала с покупки 10% Росбанка, а немецкий Commerzbank купил 15% Промсвязьбанка. При этом при оплате этих сделок использовалась схема прямого вхождения новых акционеров, и их средства попадали на баланс банка. При оплате же сделки с Номос-банком средства PPF будут отражены на балансе управляющей компании. Такая схема приобретения Номос-банка, по мнению аналитиков, свидетельствует о том, что стороны сделки осторожничают. «Покупать банк мелкими долями, во-первых, дешевле, поскольку блокпакет подразумевает премию, а во-вторых, безопаснее,— говорит Сергей Галкин.— У PPF будет возможность присмотреться к российскому партнеру. А организационная структура сделки такова, что позволяет инвестору выйти из бизнеса без уменьшения капитала банка».
Юлия ЧАЙКИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА