Владимир Иванов, руководитель группы кредитования малого и среднего бизнеса петербургского филиала ЗАО «ММБ»:
«Перспективы у данного рынка огромные. Россия в своем развитии следует Западу, где сектор МСБ играет существенную роль. По данным МЭРТ, в России МСБ создается всего 12% ВВП, в странах Европы — до 70%, в США — около 40%. В регионах создаются различные фонды поддерж-ки малого предпринимательства с целью компенсации части расходов по кредиту за счет средств местных бюджетов. Следует ожидать появления большего количества участников этого рынка, а значит, усиления конкуренции и, как следствие этого, повышения лояльности к заемщикам и смягчения условий кредитования. Кроме того, повышение лояльности банков к залоговому обеспечению приведет к распространению беззалоговых кредитов».
Олег Скворцов, заместитель председателя правления АКБ «Абсолют Банк»:
«За последние два года конкуренция между банками в этом сегменте возросла, что оказало в свою очередь влияние на изменение условий в пользу заемщиков: сроки кредитования удлиняются, ставки ползут вниз. Я думаю, что в ближайшее время рынок будет расти высокими темпами, 30—40% в год. Что касается конкуренции, то российские банки лучше понимают специфику нашего рынка и его риски. Иностранные игроки скорее ориентированы кредитовать верхний сегмент среднего бизнеса: достаточно крупные прозрачные компании и с хорошими залогами. Банки будут активно развивать программы микрокредитования».
Федор Зобнев, начальник коммерческого отдела ОАО «Банк БФА»:
«Рынок безусловно перспективен, в основном в связи с тем, что крупные корпоративные клиенты, как правило, имеют устойчивые связи с банками -партнерами и для банка расширение клиентской базы за счет крупных компаний трудно осуществимо. А первым прокредитовав малое предприятие и грамотно оценив его перспективы, банк со временем может рассчитывать на то, что заемщик вырастет до компании среднего и даже крупного размера и таким образом расширит клиентскую базу банка. Мы считаем, что потребности со стороны малого бизнеса удовлетворены не более чем на 20—30% и для всех желающих хватит места несмотря на все большее внимание со стороны банков к сегменту кредитования малого бизнеса».
Елена Махота, директор департамента малого и среднего бизнеса АКБ «Промсвязьбанк»:
«Закончилось то время, когда банк выбирал клиента. Сейчас клиенты выбирают банки, в том числе и клиенты малого и среднего бизнеса. Упростился подход к залогам и поручительствам, снизились ставки. Еще в 2005 г. ставки на уровне 30% считались нормальными по небольшим суммам, сейчас это не более 18—19%. Рынок однозначно перспективный, иначе не было бы такого ажиотажа как в плане персонала с опытом МСБ, так и общего волнения среди основных игроков, постоянная модификация продуктов, выход все новых и новых региональных и федеральных игроков на рынок МСБ. Я уверена, что время — за партнерскими программами, автоматизацией и упрощением процессов принятия решения, программами рефинансирования кредитов в других банках и многим другим».