У банков, которые обращаются в Центробанк за кредитами, кончаются залоги, под которые им дают деньги. У ряда крупнейших кредитных организаций активы, принимаемые Центробанков в обеспечение кредитов, уже использованы на 60%. Об этом сообщил директор департамента финансовой стабильности ЦБ Владимир Чистюхин. Председатель Банка России Сергей Игнатьев уже призвал банки готовить залоговые активы для получения ликвидности.
По словам Владимира Чистюхина, у тридцатки крупнейших банков средний коэффициент утилизации ликвидности, то есть доля активов, которые они используют для рефинансирования в ЦБ, составляет 30—35%. Он отметил, что в целом у банков пока достаточно активов для получения новых кредитов, но
Центробанк не считает, что ослабление рубля привело к повышению рисков для банковской системы, хотя и не отрицает, что в связи с этим задолженность российских банков, номинированная в валюте, выросла. Кроме того, он надеется, что рубль в ближайшее время укрепится, поэтому сейчас нельзя говорить о тенденции к повышению рисков.
Задолженность банков перед ЦБ по операциям РЕПО быстро росла в течение мая и сейчас достигает почти 1 трлн рублей. Так, только 22 мая банки взяли в долг 583,1 млрд рублей.
С начала июня ситуация с ликвидностью банковского сектора несколько стабилизировалась. Ситуацию не ухудшило даже то, что Центробанк вынужден был направлять средства на поддержку рубля, отмечает аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский. Как пример стабилизации он приводит тот факт, что ставки межбанковского рынка существенно снизились: ставка MIACR по однодневным кредитам сегодня, 7 июня, составила 5,22% годовых против 6,23% в последний день мая. А среднедневной объем задолженности кредитных организаций по аукционам прямого РЕПО с начала июня составляет 986,1 млрд рублей, что на 2,3% ниже среднедневной задолженности в мае. Опираясь на эту статистику, Станислав Дужинский предполагает, что всплеск волатильности на мировом рынке закончился, и ближайшее время российские банки не будут испытывать сложностей в процессе привлечения средств с внешних долговых рынков.
Ситуация сейчас складывается не лучшим образом, но говорить о повторении печального опыта осени 2008 года, когда началась цепочка неплатежей банков по заложенным в РЕПО у ЦБ бумагам (это событие и принято считать началом кризиса в России — BFM.ru), в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе преждевременно, считает эксперт ИФК «Солид» Никита Рязанов. Если же допустить ситуацию, в которой уже завтра банки будут вынуждены использовать оставшиеся объемы залоговых активов для привлечения межбанковских ссуд, то тогда целому ряду небольших кредитных организаций будет совсем тяжело, предупреждает эксперт.
Что приготовил Центробанк
Начиная с осени прошлого года в банковском сообществе активно обсуждается возможность возврата к беззалоговым аукционам. В декабре Центробанк даже подписал с рядом крупнейших банков документы, регламентирующие представление таких кредитов. «Этот инструмент доказал свою эффективность в кризисной ситуации 2008—2009 годов и обеспечил стабильность банковской системы в тот период, поэтому в случае резкого обострения ситуации возврат к этой практике позволит оказать существенную поддержку банковскому сектору. Даже при невозможности банков получать ликвидность от регулятора на стандартных условиях», — полагает Станислав Дужинский.
Россия существует в ситуации, когда на один крупный и потому относительно крепкий банк приходится десяток тех, что с трудом сводят концы с концами, отмечает Никита Рязанов. В случае серьезной экономической встряски, которая в контексте последних событий в мировой экономике может не заставить себя ждать, потери в рядах таких банков практически неизбежны, считает он. Но он обращает внимание и на тот факт, что в ситуации 2008 года никто ни о чем и никого не предупреждал, сегодня положительный сдвиг налицо: ЦБ заранее предупреждает банки, мол, готовьтесь к худшему, скоро могут понадобиться средства.
Практику предоставления беззалоговых кредитов Рязанов считает в данной ситуации маловероятной, так как это означало бы признание со стороны ЦБ повторения ситуации кризиса. Во-первых, это послужило бы стартом к бесконтрольному росту задолженности банковской системы, которая и без того сейчас превышает 1 трлн рублей, а во-вторых, это может спровоцировать панику и ухудшение ситуации. «На мой взгляд, более логичным и мягким решением могло бы послужить снижение требований к кредитам под нерыночные активы», — полагает эксперт.
В начале года глава ЦБ Сергей Игнатьев сообщал, что Банк России может вернуться к практике проведения операции РЕПО с акциями и под залог прав требования по кредитам.
У власти есть спасительная схема капитализации
Впрочем, если кризис все же разразится, российские власти будут бороться с негативными явлениями старыми методами. Так, министр финансов Антон Силуанов уже заявил, что для докапитализации банковской системы правительство может использовать выпуск ОФЗ, которые потом банки смогут внести в свой капитал. Затем эти же ОФЗ можно будет заложить в Центробанке. Эта схема была просчитана в 2008 году, но на практике не применялась.
Предоставлять субординированные кредиты, как это было в 2008—2009 годах, правительство пока не собирается, сообщил Силуанов. Эти кредиты будут нужны банкам, если ситуация сильно ухудшится. Пока же такой сценарий даже не рассматривается.
Напомним, за время, прошедшие с начала кризиса, государство истратило на поддержку банковской системы с использованием различных схем финансирования порядка 6,5 трлн рублей.
Елена ГОСТЕВА