Сегодня Сбербанк сделает крупнейшее приобретение в своей истории — банк подписывает соглашение об обязывающем предложении по покупке турецкого Denizbank за $3,4—3,5 млрд у банковской группы Dexia. В периметр сделки включены банковские «дочки» Denizbank в России и Австрии, а также факторинговая, лизинговая и другие финансовые компании.
О том, что Сбербанк сегодня в Стамбуле подпишет обязывающее предложение по покупке турецкого Denizbank у бельгийско-французской группы Dexia, распродающей непрофильные активы в процессе финансового оздоровления, «Ъ» рассказали несколько источников, близких к ходу переговоров. «Подписание назначено на пятницу, диапазон цены, которую предлагает Сбербанк, составляет порядка 1,3 капитала Denizbank»,— указывает один из собеседников «Ъ». Капитал Denizbank составляет $2,65 млрд. «Сбербанк уже провел предварительный due diligence, после подписания обязывающего соглашения будет проведен еще один более детальный due diligence, в ходе которого будет определена итоговая цена, сейчас диапазон составляет $3,4—3,5 млрд»,— говорит другой источник «Ъ». «В документе сумма сделки будет прописана в местной валюте и составит около 6,5 млрд турецких лир»,— уточняет еще один источник «Ъ». На вчерашний день эта сумма равнялась примерно $3,55 млрд. По информации «Ъ», в периметр сделки помимо собственно Denizbank включены все его дочерние структуры. В Dexia, Denizbank и Сбербанке от комментариев отказались.
Denizbank AS занимает шестое место в десятке крупнейших банков Турции. По данным на конец 2011 года, объем активов Denizbank AS составлял $23,4 млрд. За первый квартал 2012 года кредитный портфель банка вырос на 5%, до $17,8 млн. Его сеть насчитывает около 600 отделений, численность сотрудников — 10,8 тыс. Denizbank принадлежит российский Денизбанк Москва, австрийский Denizbank AG и банковская «дочка» в частично признанной Республике Северного Кипра EuroDeniz. Помимо того, в группу входят компании, занимающиеся факторингом и лизингом, а также осуществляющие инвестиционную деятельность и деятельность по управлению активами.
Сбербанк стал единственным претендентом на турецкий актив группы Dexia, выставленный на продажу в рамках ее реструктуризации, в конце мая договорившись об эксклюзивных переговорах (см. «Ъ» от 25 мая). Ранее интерес к Denizbank также проявлял катарский Qatar National Bank (QNB), который, по информации «Ъ», предложил за актив порядка 1,2 капитала. Предложение Сбербанка оказалось более привлекательным, ранее источники «Ъ» рассказывали, что Сбербанк предлагал за Denizbank даже не 1,3, а 1,5 капитала.
После покупки VBI за Сбербанком закрепилась репутация переговорщика, умеющего снижать цену приобретаемого актива. «Сбить цену Denizbank могли разными способами — по результатам due diligence могли быть выявлены проблемы или риски, кроме того, цену могло сбить и общее падение цен на активы в Европе»,— рассуждает директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Трусов.
Однако возможно, что никакого снижения цены в результате давления и не было, просто объем сделки был первоначально зафиксирован в абсолютной величине, которая на тот момент соответствовала мультипликатору 1,5 капитала, но в связи с капитализацией прибыли Denizbank с начала года на конец первого квартала собственный капитал банка увеличился c $2,4 млрд до $2,6 млрд, что теперь соответствует мультипликатору 1,38 капитала, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «Все европейские банки за редким исключением котируются на рынках акций с мультипликатором менее 1 капитала. В случае с Denizbank неплохое качество работающих активов и относительно высокая прибыльность могут обуславливать наличие премии в терминах мультипликаторов к европейским финансовым институтам»,— заключает он.
Дарья ЮРИЩЕВА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Елизавета КУЗНЕЦОВА