В Минэкономразвития готовятся к необычному для лета ускорению инфляции. Основных причин две — девальвация рубля и назначенное на июль повышение тарифов естественных монополий. Эксперты указывает, что значимый рост цен возможен лишь в случае новых потрясений на мировых рынках и дальнейшего ослабления рубля.
Уже в мае месячная инфляция ускорилась почти вдвое, потребительские цены прибавили 0,5%. По прогнозу замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, в июне темпы могут составить до 0,6%. А «поскольку на июль отнесено повышение тарифов, то там будет скачок 1%, наверное, а может, и больше», — добавил Клепач. Помимо тарифов, начнет сказываться и эффект майской девальвации рубля — импортная продукция подорожает.
Традиционно всплеск инфляции наблюдался в январе. Это было вызвано индексированием тарифов на услуги естественных монополий. Однако с этого года правительство решило перенести индексацию тарифов на газ и электроэнергию на 1 июля. Это позволяло добиться более сбалансированной динамики цен на протяжении года, а учитывая намеченные на март президентские выборы, отсрочка была для чиновников тем более кстати. Поэтому в январе наблюдался исторический минимум роста цен — на 0,5%. Тенденция сохранялась и позже. За первые пять месяцев года инфляция составила всего 2,3%, вместо 4,8% за тот же период прошлого года. Летом традиционно инфляция была минимальной, иногда даже наблюдалась дефляция.
Правительственный инфляционный прогноз на весь 2012 год пока остается без изменений — 5—6%. Это подтвердил на прошлой неделе глава ЦБ Сергей Игнатьев. Текущее ослабление рубля «возможно, никак не повлияет» на инфляцию, если в ближайшие месяцы валютный курс рубля вернется к апрельскому уровню. По мнению главы ЦБ, этот сценарий весьма вероятен. В противном случае слабый рубль все-таки будет провоцировать рост цен. Однако ускорение не будет существенным и к тому же растянется во времени, поэтому не отразится на предполагаемом годовом значении инфляции в 6%.
Министр финансов Антон Силуанов также заявил на прошлой неделе в эфире «Эха Москвы», что «несущественное изменение инфляции на один процентный пункт» возможно только при длительном ослаблении рубля. До июля Минфин не будет пересматривать прогноз. Повышение тарифов, по мнению главы Минфина, гораздо больше отразится на инфляции, чем валютный курс. Силуанов отметил, что в классической ситуации ослабление курса национальной валюты влияет на рост цен на импортную продукцию. Но в будущем влияние ослабления рубля на цены может быть частично нивелировано снижением импортных пошлин в связи со вступлением России во ВТО.
Владимир Тихомиров, главный экономист ФК «Открытие», прогнозирует рост инфляции в июле на уровне 1,6%, а по итогам года 7,1%. Эксперт отмечает, что в прошлом году был достаточно хороший урожай, что сдерживало рост цен на продовольствие. Новый урожай еще предстоит собрать, пока Минсельхоз прогнозирует сбор зерна в объеме 90 млн тонн, вместо 94 млн в прошлом году. По мнению Тихомирова, не стоит сбрасывать со счетов и риск дальнейшего ослабления рубля.
Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова прогнозирует 6,5% инфляции по итогам года. А если, несмотря на июльское повышение тарифов, в августе-сентябре сохранится тренд к дефляции, то и 6%. Это вполне вероятный сценарий, «у компаний еще есть возможность конкурировать за счет снижения маржи, не перекладывая издержки на конечных потребителей», — говорит Орлова. Однако эксперт отмечает, что в следующем году удерживать таким образом цены уже вряд ли получится.
Ирина ГРУЗИНОВА