Испания стала полигоном для нового антикризисного механизма ЕС. Проблемы испанских банков решат за счет средств нового европейского антикризисного фонда. Рынки верили в спасение Испании только один день.
В понедельник чиновники ЕС разъяснили подробности решения о выделении Испании 100 млрд на поддержку банков, принятого вечером в пятницу. Сумма удивила рынки, ранее в МВФ оценивали потребность Мадрида в помощи в 40 млрд. Но как заявил официальный представитель Еврокомиссии Амадеу Тардиу, страны еврозоны стремятся предусмотреть все худшие обстоятельства, «чтобы не было сомнений в надежности помощи и в воле Еврогруппы гарантировать финансовую стабильность Испании». Решение о поддержке согласовано предварительно, официального обращения от Мадрида в Брюсселе ждут после 21 июня. Безвозмездной помощи не будет, Испания фактически получит льготный кредит.
Напряженность вокруг Испании нарастала во многом по сценарию ситуации с Грецией, Португалией и Ирландией — странами, которым для стабилизации экономики уже потребовался пакет финансовой помощи от МВФ и Евросоюза. Как и собратья по еврозоне, испанские власти сначала утверждали, что справятся сами, потом попросили помощи.
Но есть важное отличие. Госдолг у Испании, хотя и большой (около 70% ВВП), но по меркам еврозоны не рекордный. Главная проблема — не в расходах бюджета, а в ненадежном положении испанских банков. В мае правительство было вынуждено национализировать четвертый по величине банк страны — Bankia, а всего две недели спустя выяснилось, что на поддержку банка нужны суммы в разы большие, чем предполагалось ранее. Доходность испанских облигаций к концу мая превысила 6%, что означало неверие инвесторов в способность страны самостоятельно справиться с кризисом. Развернувшаяся паника позволила пессимистам утверждать, что ситуация в Испании хуже, чем в Греции.
Похоже, это все-таки не так. Решение, о котором Испания договорилась с лидерами еврозоны, взаимоприемлемый компромисс. Испанский премьер Мариано Рахой подчеркнул, что решение о помощи не было обусловлено никакими требованиями по сокращению бюджетных расходов. Это означает, что правительство, пришедшее к власти только в декабре, не берет на себя новых политических рисков, нет угрозы досрочных выборов как в Греции. Затыкать дыру в бюджете не нужно, поэтому весь европейский пакет помощи пойдет на нужды банков. Правда, это не нравится рядовым испанцам, ведь банкиров считают виновными в кризисе.
Евросоюз со своей стороны продемонстрировал силу. Обещанная Испании сумма должна убедить всех, что ресурсов у Брюсселя хватит, даже если все пойдет по худшему сценарию. При этом Европа обошлась без денег МВФ, правила фонда запрещают предоставление кредитов по отраслевому признаку, в данном случае — только банкам. Впервые будет задействован новый Европейский антикризисный механизм (ESM) — фонд объемом в 500 млрд, который официально начнет работу с 1 июля. Фактически в Европе заработал новый канал антикризисной поддержки — не только странам на покрытие дыр в бюджете, но и банкам, пусть и через посредничество национальных правительств. Это важно, так как ЕЦБ не берется играть роль «кредитора последней инстанции», по образцу ФРС в США, опасаясь брать на себя лишние риски.
За неделю до угрожающих будущему еврозоны выборов в Греции хотя бы временное ослабление испанского кризиса очень важно. Весомую поддержку Испании, а значит, и евро, оказало агентство Standard&Poors, заявившее, что не планирует снижать кредитный рейтинг страны
Но инвесторы не спешат верить в чудесное спасение Испании. После бурного роста в понедельник уже во вторник индексы Европы и США показывали неоднозначную динамику. Главное опасение — вслед за испанским помощь может потребоваться и более крупному банковскому сектору Италии. Нынешних объемов антикризисных фондов ЕС на такую операцию вряд ли хватит.
Андрей ЛИТВИНОВ