Существует ли для Греции разумная альтернатива тому трудному пути, чтобы, оставаясь членом зоны евро, привести в порядок государственные финансы и восстановить свою конкурентоспособность? Нет, такой альтернативы не существует.
В теории выход из валютного союза может способствовать обретению Грецией большей гибкости. Однако на практике этот выход, который, по всей вероятности, будет связан с прекращением обслуживания госдолга, чреват очень многими негативными последствиями: усилением инфляции, падением реальных доходов, экстремальным давлением на банковскую систему, невозможностью выхода на рынки капитала. В результате процесс санации госбюджета усложнился бы еще в большей степени, даже несмотря на то что свободная денежная политика частично способствовала бы решению возникших проблем. Существуют экономические модели, прогнозирующие, что инфляция может подскочить с нынешних 1,5 до 30% или даже 50%, а показатель реального ВВП продолжит падение и снизится еще на 20%.
Короче говоря, экономические последствия выхода Греции из зоны евро стали бы для нее настоящей катастрофой. А социальные последствия, прежде всего для наименее защищенных слоев общества, оказались бы очень тяжелыми и долговременными. Именно поэтому я считаю, что санацию Греции лучше проводить, находясь внутри зоны евро, а не за ее пределами.
Такой вывод подтверждается и тем, что уже достигнутый Грецией прогресс в санации госфинансов и конкурентоспособности более значителен, чем многие это воспринимают. За 2010 и 2011 годы размер дефицита госбюджета без учета процентных расходов (так называемый первичный дефицит) уменьшился на 8 процентных пунктов от ВВП. Это самая сильная корректировка подобного рода, которая за последние годы имела место в какой-либо из стран Евросоюза или ОЭСР. В первом квартале 2012 года правительство в Афинах добилось первичного профицита в 1,1% от ВВП.
В целом имеют место заметные положительные сдвиги, но существуют и две опасности: угроза ослабления динамики экономического развития и риск снижения доверия со стороны финансовых рынков. Последнее уменьшает доступность кредитов и подрывает доверие населения к правительственной политике экономии. Именно поэтому так важно уделять внимание экономическому росту.
Нынешняя рецессия является еще и следствием того, что реформы осуществлялись слишком нерешительно. И прежде всего следует сказать о бегстве капитала из Греции, которое, в свою очередь, объяснялось дефицитом доверия к политике реформ, неверием в экономическое будущее страны и даже в то, что она останется в зоне евро. Предложенная правительством вторая программа санации предполагает широкую палитру реформ, способных обеспечить усиление экономического роста: введение более простой налоговой системы, что будет способствовать притоку инвестиций; меры по укреплению экспортного сектора экономики страны; осуществление политики усиления конкуренции; меры по улучшению ситуации на рынке труда и укреплению конкурентоспособности; развитие возобновляемых источников энергии. Но прежде всего я бы выделил реформы в секторе госуправления с привлечением экспертов из Франции и Германии. Решающим моментом является быстрое и эффективное выполнение этой программы — только в этом случае она способна обеспечить экономический подъем Греции.
Лукас ПАПАДИМОС
Автор — премьер-министр Греции
Перевод Александра ПОЛОЦКОГО