Стремясь изолировать экономику Ирана от мировой банковской системы и заставить эту страну свернуть свою ядерную программу, американцы ищут союзников в финансовой войне. Министерство финансов США постепенно берет Иран в плотное кольцо, склоняя банки Европы и Японии поддержать американских коллег и прекратить обслуживать операции их иранских клиентов. Недавно Deutsche Bank приступил к закрытию счетов своих иранских клиентов, причем не только компаний, но и физических лиц. Для экономики страны, чей бюджет формируется в значительной степени от доходов с продажи нефти, это очень суровые меры.
Ирану все труднее брать ссуды и держать иностранную валюту и прочие активы за рубежом. Поскольку с каждым днем у страны все большие затруднения с приобретением долларов, евро и иен, ее возможности обеспечивать себя важнейшими статьями импорта постепенно сходят на нет. А зарубежные инвестиции, так необходимые нефтяным объектам, минимальны.
Фактически США используют всю свою финансовую мощь, чтобы исключить Иран из мировой экономики. И хотя ООН приняла две резолюции о санкциях против определенных граждан и компаний Ирана (третья, по всей видимости, последует ближе к концу сентября), наблюдатели полагают, что эти меры куда менее действенны по сравнению с финансовым эмбарго.
В своем последнем интервью замминистра финансов США по финансовой разведке Стюарт Леви заявил, что эти меры доказывают свою эффективность. «Есть неоспоримые свидетельства, что меры эффективны: иранские деловые круги стали объектом более пристального внимания, а в этой ситуации работать им намного сложнее», — уточнил он.
Финансовую кампанию США против Ирана возглавляет лично Леви. Министерство уже отказало двум крупнейшим госбанкам Ирана, Saderat и Sepah, в проведении долларовых трансакций. Американским банкам было официально запрещено вести дела с этой страной еще 23 года назад.
Под давлением США на этот путь встают европейские и японские банки. «Мы предупредили о планируемом закрытии счетов наших клиентов, проживающих в Иране, но владеющих счетами в Германии», — заявил пресс-секретарь восьмого банка в мире по сумме активов — Deutsche Bank. UBS, самый крупный банк по этому показателю, принял подобные меры еще в январе.
По словам пресс-секретаря HSBC, крупнейшего банка Великобритании и четвертого по величине в мире, для иранских клиентов в настоящее время не проводятся долларовые трансакции, а деловые связи с Ираном сведены к минимуму.
Еще в июне три самых крупных банка Японии объявили о том, что не будут вести дела с новыми клиентами из Ирана. Иран смог избежать ограничений США на долларовые трансакции, переведя свои активы в евро и иены. Однако в нынешней ситуации, когда аналогичные ограничения вводятся европейскими и японскими банками, у него не остается и этой лазейки.
Иран уже на протяжении многих лет переживает период экономического застоя. Высокие цены на нефть могли бы вывести его из такого состояния, но санкции ограничивают эту страну. На днях в одной из тегеранских газет появилось сообщение о том, что иранские компании вынуждены повышать цены на импортные товары на 20—30%, поскольку им приходится прибегать к помощи посредников, чтобы обойти финансовые ограничения.
Иран утверждает, что его ядерная программа — мирная и нужна исключительно для производства электроэнергии. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад обвиняет США в намеренном усложнении жизни иранского народа и утверждает, что не отступится от программы.
Дэвид БЛЭР