Мировой кризис ликвидности не позволит российским компаниям реализовать свои планы по выходу на IPO в этом году. Отсутствие свободных средств на рынке и осторожность инвесторов к компаниям из развивающихся стран заставляет инвестбанкиров отговаривать клиентов от проведения публичных размещений. В этой ситуации новые акции на биржах могут появиться лишь через год.
Информацию о том, что IPO российских компаний, запланированные на вторую половину этого года, переносятся на следующий, Ъ подтвердили сразу в нескольких крупнейших инвестбанках. «Конкретных операций у нас сейчас не намечено, поскольку из-за критической ситуации на мировых рынках запланированные на второе полугодие размещения российских компаний откладываются»,— констатирует управляющий директор по работе с финансовыми институтами Альфа-банка Максим Топпер. «Инвестбанкиры советуют своим клиентам, желающим провести IPO, подождать, пока рынок успокоится»,— сообщил Ъ управляющий директор Lehman Brothers по России Николас Йордан. «Спрос упал, и эмитент вряд ли получит желаемую цену за свои акции, будет разумным отложить любые операции на рынке капитала — будь то кредит или операции с акциями»,— резюмирует гендиректор «Номира (СНГ) Лимитед» Максим Сельцер. Как заявили Ъ в одном из крупнейших инвестбанков, до лучших времен отложено более 50% запланированных IPO.
По данным Thomson Financial, в первом полугодии 2007 года российские компании заняли 3-е место по объемам первичных размещений (десять IPO на общую сумму $15,83 млрд). За этот же период на London Stock Exchange (LSE) объем IPO российских компаний составил 30% от общего объема размещений, причем среди них — самое крупное в Европе — IPO ВТБ на $7,968 млрд. Вслед за крупными компаниями, по мнению экспертов, на публичный рынок должны были выйти менее крупные компании. Среди них банки «Зенит», «Ак Барс», «Санкт-Петербург»; девелоперские компании Mirax Group, Coalco Development; «М-Видео», «Лента»; «Уралкалий», НК «Альянс», «Евразия» (буровая компания), и ряд энергогенерирующих компаний. По оценкам Deutsche Bank, выйти на IPO могут порядка 200 компаний. Это увеличит капитализацию российского фондового рынка на $100 млрд.
Мировой кризис ликвидности привел к обвалу индексов крупнейших мировых площадок и к ухудшению конъюнктуры на российских биржах. По словам вице-президента Deutsche Bank Елены Хисамовой, ключевым моментом при планировании IPO сейчас является уровень ликвидности. В связи со сложной ситуацией на глобальном фондовом рынке инвесторы умерили аппетиты и уровень подписки на российские акции и цены их размещения рискуют оказаться низкими. «Выходить на рынок компаниям не имеет смысла, так как они рискуют либо быть недооцененными, либо разместиться не в полном объеме»,— считает старший аналитик инвестбанка «КИТ Финанс» Мария Кальварская. По оценкам аналитиков, в среднем голубые фишки сейчас торгуются с дисконтом 30—40%, а бумаги второго эшелона могут быть недооценены рынком более чем на 50%. «Кроме того, целый ряд фондов, обеспечивающих основной спрос на бумаги, в настоящее время испытывает проблемы с притоком средств»,— считает заместитель руководителя департамента фондового рынка ИФК «Метрополь» Александр Захаров. А так как большинство компаний, запланировавших IPO, относятся ко второму эшелону, размещаться в таких условиях бессмысленно. «В случае кризиса разница между ценой спроса и предложения на такие бумаги увеличивается, что неминуемо снижает интерес к ним со стороны инвесторов»,— говорит господин Захаров.
Единственными компаниями, на пользу которым может сыграть ипотечный кризис, являются дочерние компании РАО ЕЭС. ТГК-1 и ОГК-4 уже разместились, а ОГК-2 проводит road-show. К выходу на рынок готовится также ОГК-1. Однако, по мнению экспертов, генерирующие компании используют IPO не как инструмент для привлечения инвестиций, а для того, чтобы изменить структуру акционеров и привлечь стратегического инвестора. «Ситуация на рынке сложилась в пользу стратегов: в условиях отсутствия других претендентов на активы компаний они могут легко приобрести необходимый пакет акций»,— считает Александр Захаров.
Остальным же российским компаниям остается ждать следующего года, а инвестбанкам — подсчитывать упущенную прибыль. «Следующая волна IPO в России возможна только следующей весной»,— говорит Максим Сельцер. Однако проводить размещения в предвыборный период также рискованно из-за традиционной волатильности рынка. «Политическая неопределенность создает дополнительные риски, связанные с возможностью изменения политики страны, поэтому, как правило, компании не выходят на рынок в этот период»,— считает Мария Кальварская. Так что по прогнозам экспертов, новые российские акции могут появиться на биржах лишь через год. Инвестбанки, зарабатывающие на организации IPO около 2—4% от объема размещения, в этом году покажут более скромные результаты прибыли, считают эксперты. Инвестиционные дома Великобритании уже заявили, что их бонусы по итогам года будут на 20% меньше, чем в прошлом году.
Мария РАЗУМОВА