В прошлом году глобальные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) росли так, будто ситуация в мировой экономике была безоблачной: на 17% против 9,3% в 2010 г., пишет в докладе UNCTAD. Оценки исследований FT FDI Intelligencе, которые не включают сделки слияний и поглощений (M&A) и учитывают только новые проекты или расширение прежних, показывают более скромный рост: 5,6% в 2011 г. и 3% в 2010 г.
Из вложенных на чужих рынках $1,66 трлн на развивающиеся страны пришлось $755 млрд, констатирует UNCTAD. А самый активный рост ПИИ наблюдался в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (на 34,6%), Юго-Восточной Европы и СНГ (31%) — они обошли прежнего фаворита — Юго-Восточную Азию (+11%). В Латинской Америке выделяется Бразилия, в которой ПИИ за прошлый год выросли на 35,3% до $65 млрд. Более высокие темпы прироста ПИИ (113,4%) в регионе только у Колумбии, но этот рывок объясняется низкой базой 2010 г. Бразилия стала модным инвестиционным брендом и устойчиво наращивает ПИИ с 2007 г., подтягивая за собой остальные страны региона, отмечает Маркос Тройхо из BRICLab при Колумбийском университете. Для сравнения: ПИИ в Россию в 2011 г. составили $50,8 млрд, показав рост на 23,4%.
Но по объему привлеченных средств лидируют развитые страны: рост ПИИ составил всего 18%, в проекты в этом регионе вложено $753,2 млрд против $663,7 млрд в развивающиеся страны. Основным драйвером инвестиций здесь были именно сделки M&A, связанные с реструктуризацией компаний, а не новые проекты, отмечает UNCTAD. Европа будет долго пребывать в стагнации, поэтому центры торговых потоков и прямых инвестиций будут все сильнее смещаться в сторону более активных развивающихся рынков, считает министр торговли Новой Зеландии Тим Гросер. Лидерами по ПИИ будут развивающиеся страны, которые поддерживают экономический рост в мире, уверен Тройхо: «Но предпочтения инвесторов будут меняться в зависимости от темпов роста той или иной экономики и усилий правительств по либерализации рынков».
В этом году ПИИ в европейских странах могут упасть на 3%, предупреждает Венский институт международных экономических исследований. Отток инвестиций в сторону Латинской Америки и Африки будет набирать скорость, прогнозирует FDI Intelligence.
Европейский кризис — не единственный тормоз для инвестиций.
Долгосрочные инвесторы реагировали на рост глобальной неопределенности и рисков Европы только к концу прошлого года: в IV квартале приток инвестиций начал слабеть, отмечают эксперты UNCTAD, в этом году они прогнозирует рост глобальных ПИИ на уровне 6%. Базовый прогноз FDI Intelligence еще скромнее — +4,4%. Но даже такие темпы возможны только при оптимистическом варианте развития событий, пишут эксперты: если не произойдет никакого сильного экономического и политического кризиса, если Европа не впадет в рецессию и если темпы роста в Китае не упадут ниже 7,5%. Иначе темпы роста ПИИ снизятся до 1—2%, а стечение сразу нескольких обстоятельств приведет к спаду инвестиций, прогнозирует FDI Intelligence.
С учетом нестабильной ситуации в мировой экономике подход инвесторов должен быть скорее не региональным, а отраслевым, считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Есть «вечные темы» — продукты питания, энергия, в этих секторах прямые инвестиции все равно будут тяготеть к регионам, оговаривается Гавриленков, здесь предпочтения инвесторов определяются объективным наличием ресурсов и уровнем развития институтов. Но в основном и прямые, и портфельные инвестиции будут ориентироваться на сектор, а не на страну, считает он: инвесторы предпочитают вкладывать в те проекты, которые сейчас «на острие» и при этом обладают долгосрочным потенциалом — например, сланцевый газ, альтернативные источники энергии.
Если кризис окажется продолжительным, прямые инвестиции сократятся повсюду, ведь стратегические инвесторы ориентируются на перспективы роста, считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: «Сейчас трудно судить, какой из регионов вырвется вперед — все позади». Прямые инвестиции не сразу реагируют на ухудшение ситуации в мировой экономике отчасти и потому, что такие сделки отменить трудно, замечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: «Например, уже построено здание, а на следующий год пора завозить оборудование — если проект свернуть, слишком много придется списывать».
В последние годы прирост прямых инвестиций во многом объясняется стремлением компаний разместить производство ближе к источникам сырья или там, где есть дешевая квалифицированная рабочая сила, замечает Тихомиров. В кризис это стремление, как правило, только усиливается, ведь сокращение издержек становится вопросом выживания, продолжает он, поэтому нарастание рисков в мировой экономике не обязательно приведет к сокращению прямых инвестиций.
Страна происхождения
Крупнейшим глобальным инвестором остаются развитые страны ($1,23 трлн), из которых на Европу приходится $664 млрд, на США — $383,8 млрд.
Екатерина КРАВЧЕНКО, Маргарита ЛЮТОВА