Согласно опросу МДМ-банка, более трети респондентов ожидают в течение трех — пяти месяцев дефолтов одного-двух российских эмитентов облигаций, а 8% опрошенных считают, что на рынке может возникнуть цепная реакция. Дефицит рублевой ликвидности ограничивает эмитентов в проведении новых облигационных займов для рефинансирование старых. В связи с этим у компаний могут возникнуть трудности с погашением облигаций, что скорее всего приведет в переоценке рисков на рынке.
Исследование МДМ-банка «Российские облигации» проводилось путем опроса 106 респондентов из 83 различных организаций. Среди опрошенных 20 респондентов представляют организации с преобладанием иностранного капитала, 86 — российские участники рынка.
Согласно исследованию МДМ-банка, 36% респондентов — участников рынка ожидают в течение нескольких месяцев один-два дефолта эмитентов облигаций, а 8% опрошенных считают, что на рынке может возникнуть цепная реакция, когда один дефолт провоцирует еще несколько. «Понятно, что риску дефолта наиболее подвержены компании третьего эшелона, у которых наиболее высокая долговая нагрузка, — говорит начальник отдела анализа рынка облигаций и кредитного риска МДМ-банка Михаил Галкин. — Думаю, что большинство компаний смогут найти средства для погашения облигаций через такие источники, как сокращение инвестпрограммы или внесение акционерами средств для поддержания эмитента. К тому же мы видим, что многие компании идут на залог своих акций банкам или фондам».
По мнению экспертов, дефолты вероятны в момент ухудшения ситуации с рублевой ликвидностью, например в период выплаты квартальных налогов, когда перезанять средств у банков эмитенты не смогут. «Один дефолт может привести к переоценке рисков на всем рынке, что негативно скажется на всех его участниках. Поэтому вполне вероятно, что если эмитент окажется на грани дефолта, банки хотя и предъявят облигации к погашению, но одновременно предоставят эмитенту кредит или бридж-финансирование», — считает начальник отдела анализа долгового рынка ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. По его мнению, самый негативный вариант развития возможен при совпадении нескольких факторов, например, когда дефицит рублевой ликвидности будет на таком уровне, что банки не смогут найти средств для эмитента.
«На мой взгляд, ситуация с несколькими дефолтами на рынке облигаций вполне вероятна. Речь идет скорее о технических дефолтах — частичная невыплата или отсрочка в погашении долговых бумаг», — говорит Иван Манаенко. Он отмечает, что если ранее эмитенты для погашения облигаций часто применяли механизм рефинансирования через выпуск новых облигаций, то в нынешней ситуации сделать это будет трудно.
В свою очередь, управляющий директор ФК «Уралсиб» Дмитрий Волков отмечает, что на российском рынке облигаций уже давно не было дефолтов: «Один-два дефолта эмитента третьего эшелона взбодрят рынок и, возможно, определят новую волну. К цепной реакции такие дефолты не приведут, если только проблемы не возникнут у крупных эмитентов». По мнению
«Некоторые инвесторы в своих ответах делали оговорку, что ожидают улучшения конъюнктуры только в сегменте ОФЗ и выпусках первого эшелона, прогнозируя при этом расширение спрэдов в облигациях второго и третьего эшелонов. Иначе говоря, речь идет о том, что кризис может привести к переоценке рисков, — отмечают аналитики МДМ-банка в исследовании. — Правда, следует помнить, что у рынков довольно короткая память. Поэтому в случае, если дефолтов не будет, переоценки рисков может и не произойти».
Полина СМОРОДСКАЯ